Дистанционное обучение

Содержание

Немного истории

Несмотря на все признаки инновационности и современности, дистанционное обучение имеет более чем двухвековую историю. Впервые идея обучения на расстоянии воплотилась в Англии в конце XVIII века после появления стабильной почтовой связи. Было организовано так называемое «корреспондентское обучение» стенографии, когда студенты получали материалы и задания по почте и так же отправляли свои работы преподавателям.

В России и США такой вид образования возник в конце XIX столетия. В XX веке корреспондентское обучение развивалось, в основном, на базе ВУЗов, большинство из которых имели отделения дистанционного (заочного) образования.

Во второй половине XX столетия дистанционное обучение завоевало целые университеты. Так, в 1969 году был открыт первый в мире университет дистанционного образования — Открытый Университет Великобритании. Сейчас открытые университеты работают во многих странах.

Появление радио и телевидения невероятно расширило аудиторию дистанционного обучения и изменило его формы. С середины XX века стали популярными радио- и телеуроки. С одной стороны, это вывело дистанционное обучение за рамки формального университетского образования, с другой — утратилась такая важная составляющая, как обратная связь.

Информационные технологии XXI века объединили идею корреспондентского обучения с визуальностью и широтой аудитории телеуроков, добавили коммуникативные средства быстрого интернета, и в результате дистанционное обучение бурно развивается как количественно, так и качественно. Как не потеряться в этом море возможностей?

Основные формы дистанционного обучения и их особенности

Главный критерий при выборе формы дистанционного обучения — цель. Вы хотите получить полноценное высшее образование? Магистерскую степень? Повысить уже имеющуюся квалификацию? Подготовиться к различным экзаменам? Освоить новые для вас умения? Наконец, просто попробовать что-то интересное?
Исходя из целей образования, рынок дистанционного обучения предлагает:

1. Среднее и высшее образование

Как правило, это программы на базе официальных учебных заведений высшего и среднего образования. Сейчас в России и в мире практически каждый крупный университет имеет программы дистанционного обучения через интернет, не считая открытых университетов, которые на таком обучении специализируются.

У нас в стране лидерами в этой области считаются ВШЭ и РАНХиГС. Школьное дистанционное образование несколько отстает, но в Москве уже довольно быстро развивается.

Особенности:

  • получение диплома (сертификата) официального образца;
    довольно большая продолжительность обучения;
  • более низкая стоимость по сравнению с очной формой;
    широкие возможности выбора, включая зарубежные ВУЗы;
  • гибкий график учебы;
  • постоянный доступ к базам электронных учебников и научных работ;
  • возможность постоянного контакта с преподавателями и другими студентами в чатах и по электронной почте.

Отдельные курсы, предлагаемые ВУЗами, можно найти на сайтах Открытое образование и Coursera.

2. Курсы повышения квалификации

В наши дни непрерывное образование — основа профессионализма и конкурентоспособности на рынке труда. Дистанционные курсы повышения квалификации имеют множество разновидностей, таких, как:

  • официальные курсы при ВУЗах и в государственной системе повышения квалификации, обладающие всеми особенностями официального образования (см. выше);
  • курсы, организованные крупными компаниями и организациями, например, Intel, Microsoft, British Council, Oxford University Press и т.д; некоторые курсы проводятся бесплатно, например, от British Council.

Особенности:

  • разнообразие сроков проведения — от одного дня до нескольких месяцев;
  • наличие общепризнанного и уважаемого сертификата;
  • высокое качество преподавания;
  • использование современных технологий;

3. Курсы для подготовки к различным экзаменам и тестам

Возможно, это одно из самых востребованных направлений дистанционного обучения в наши дни — кажется, все вокруг готовятся к ЕГЭ или к международным тестам (IELTS, TOEFL и др.). Хорошо это или плохо, но мы живем в эпоху тестирования!

Соответственно потребностям, возникает и множество организационных форм, от индивидуального репетиторства по Skype до групповых занятий на различных платформах. Часто такие курсы проводят издательства, специализирующиеся на учебниках.

Особенности:

  • индивидуальный подход;
  • высокий уровень преподавания (из-за высокой конкуренции);
  • использование современных материалов и технологий;
  • высокий уровень интерактивности;
  • хорошая обратная связь;
  • как правило, достаточно высокая стоимость обучения.

4. Курсы для развития определенных умений и личностных качеств

Этот сегмент дистанционного обучения предполагает самое широкое разнообразие тематики, от кулинарии до писательства, и на такие курсы существует огромный спрос. Почему? Мир вокруг нас стремительно меняется. Умирают одни профессии и рождаются другие. Экономические кризисы вносят свои поправки в нашу жизнь. И, конечно, меняемся мы сами — наши интересы, потребности, приоритеты. Поэтому необходимо постоянно учиться чему-то новому, приобретать и развивать конкретные умения.

Особенности:

  • разнообразие тематики;
  • разнообразие организационных форм. Например, языковая on-line школа Skyeng построена исключительно на индивидуальных занятиях. Другие курсы используют вебинары, видеоуроки, чаты или сочетания разных форм;
  • разнообразие сроков обучения — от нескольких дней до нескольких месяцев;
  • хорошая обратная связь; учащиеся получают постоянную помощь и поддержку преподавателей;
  • результат обучения часто выражается в производстве определенного продукта. Это может быть выпечка пряников, как на курсах Веры Черневич gingerbread-school.ru или же создание on-line школы, как в акселераторе онлайн-школ ACCEL.

При выборе нужной именно вам формы дистанционного обучениянеобходимо:

  • определиться с целью обучения;
  • решить, что для вас важнее — документ об окончании курсов или умение, которое вы приобретете;
  • осознать, хватит ли вашей мотивации и самодисциплины для длительной учебы;
  • понять, подходит ли вам организационная форма курсов (индивидуальные занятия, вебинары и т.д.);
  • определить для себя, какой конечный продукт вы хотите создать в результате учебы;
  • и, конечно, предпринять практические шаги — послушать пробный урок и почитать отзывы.

Определились? Удачи!

Хотите создать свою онлайн школу, продюсировать себя или своего эксперта? Регистрируйтесь прямо сейчас на бесплатный вебинар и получите PDF-план пошагового создания своей онлайн-школы по этой ссылке

Дистанционная форма обучения: что это такое?

Да, вы угадали: сегодня речь пойдет о дистанционном обучении. А если быть точнее – о преимуществах и недостатках, с которыми могут столкнуться будущие студенты.

Но для начала давайте все же разберем, что представляет собой система дистанционного обучения в получении высшего образования (в вузах или колледже), чем отличаются электронное и дистанционное обучение и многое другое.

Хотите больше полезной информации и свежих новостей каждый день?

Дистанционное обучение – процесс взаимодействия ученика и учителя на расстоянии с сохранением всех присущих обучению компонентов (целей, содержания, методов, организационных форм, средств обучения) и с применением специфических технических средств (интернет-технологий или других интерактивных сред).

Если немного упростить, то дистанционное обучение является самостоятельной формой обучения с использованием информационных технологий как основного средства обучения.

Чтобы пройти дистанционное обучение, не обязательно ехать в Москву, снимать дорогостоящее жилье. Здесь достаточно иметь высокий уровень самодисциплины и самоконтроля, а также необходимые дистанционные технологии (в основном, интернет), которые помогут пройти электронное обучение с максимальной пользой.

Это сейчас у нас все такие умные и пользуются интернетом разве что не с рождения. А раньше все было иначе, давайте узнаем, как этот вид обучения появился у нас.

История современного дистанционного обучения

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий появилось еще в далеком 18 веке, когда в Европе появилась регулярная и доступная всем почтовая связь.

Выглядело это довольно просто: учащийся получал по почте задания и учебные материалы, вел переписку с преподавателями и в установленный срок сдавал доверенным лицам экзамен или писал научную работу.

А вот в Россию этот очно-дистанционное обучение пришло к концу 19 века. И все стало происходить еще быстрее, ведь в 20 веке благодаря бурному технологическому росту появились телеграф и даже телефон. Но эти виды связи не отменили «корреспондентского обучения», которое до сих пор встречается во многих странах.

Существенный прорыв внесли в возможности дистанционного обучения появление радио и телевидения. Стали появляться многочисленные обучающие телепередачи, которые могли смотреть миллионы желающих. Правда, здесь был один, но довольно большой недостаток: отсутствие обратной связи.

Первый в мире университет дистанционного образования был открыт в 1969 году в Великобритании – Открытый Университет Великобритании. Это название давало всем желающим понять, что учебное заведение доступно для всех благодаря приемлемой стоимости и отсутствию необходимости ежедневно присутствовать на занятиях дистанционного обучения.

Стали открываться и другие вузы с дистанционным обучением, получившие большую известность за рубежом:

  • University of South Africa;
  • Национальный технологический университет (США, 1984);
  • FernUniversität in Hagen;
  • Открытый университет Хаген (Германия);
  • Испанский национальный университет дистанционного обучения;
  • INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР);
  • Австралийская территориальная информационная сеть;
  • Открытая школа бизнеса Британского открытого университета.

Конечно же, развитие персональных компьютеров и их доступность в 1980-х годах произвели образовательную революцию, дав надежду на упрощение и автоматизацию обучения.

Первые обучающие программы на компьютерах были в виде игр

В 90-х годах стали активно развиваться спутниковые технологии. Но все же годом начала дистанционного обучения в России считается 1997 год. Именно тогда Министерство Образования выпустило приказ №1050, который разрешал осуществлять экспериментальное дистанционное образование.

Уже в 21 веке интернет начал массово распространяться, способствуя популяризации дистанционного обучения в вузах для первого или второго высшего образования, для переподготовки или повышения квалификации в университетах, для любого основного или дополнительного образования.

С интернетом у учеников появилась уникальная возможность получать обратную связь от преподавателей, где бы они ни находились. Как только увеличилась скорость, стали проводиться различные образовательные тренинги, вебинары, онлайн-занятия.

Дистанционное обучение в России

С каждым годом этот вид получения образования становится все более популярным.

В 2005 году Министерство образования издало приказ 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», согласно которому университет может осуществлять контроль обучения при помощи ДОТ (дистанционных образовательных технологий) очно или дистанционно.

Но почему использование дистанционного обучения становится таким популярным именно сейчас? Никогда прежде высшее образование не было столь востребованным, а интернет – таким доступным и быстрым. Экономия времени, самоорганизованность и быстрая обратная связь – все, что нужно для успешного обучения на расстоянии.

Более того, непрерывное образование сегодня – непременный атрибут любого высококвалифицированного специалиста. Если человек хочет оставаться в курсе последних событий в своей области, он должен постоянно учиться. А проще всего это сделать при помощи организации дистанционного обучения.

Современный человек отличается наличием постоянной тяги к самообразованию. Именно это может ему предоставить заочно-дистанционная форма обучения

Типы программ ДО

Если вы уже начали искать вуз с этим типом обучения, не торопитесь. Самое время разобраться с классификацией учебных заведений:

  1. «Натуральные» университеты. Представляют собой обычные университеты, в которых можно получить степень бакалавра или закончить магистратуру. Дистанционное обучение такого плана встречается довольно редко даже в США, где, казалось бы, огромное многообразие всевозможных видов и форм обучения. Эти университеты обладают должной аккредитацией, которая предполагает получение качественного образования, свойственного всей образовательной системе США.
  2. Провайдеры корпоративных курсов/тренингов повышения квалификации. Здесь все ясно – какие-то организации предлагают курсы, тренинги, вебинары, программы, результатом которых становится сертификат дистанционного обучения. Как правило, такие курсы направлены на развитие/улучшение определенных профессиональных навыков. Обычно без аккредитации. Их формируют с учетом индивидуальных пожеланий заказчика, поэтому разные программы на одну и ту же тему сильно отличаются друг от друга и по содержанию, и по качеству, ведь здесь нет общих стандартов дистанционного обучения. И крайне важно как можно подробнее изучить структуру, направления и порядок ДО, чтобы определить его эффективность. Также важно узнать, каким образом происходит поддержка и коммуникации с учащимися, чем обеспечивается.
  3. Традиционные университеты с возможностью прохождения онлайн-обучения. В последнее время многие привычные колледжи и вузы создают отдельные онлайн-программы. Они не отказываются от своих привычных направлений, а лишь расширяют линейку образовательных продуктов, привлекая таким образом все больше интересующихся.

Формы внедрения дистанционного обучения

Заочное обучение с применением дистанционных технологий подходят как для бучения отдельного курса повышения квалификации или переподготовки, так и для целостного получения первого/второго высшего образования

Реализация ДО может осуществляться как в онлайн-, так и офлайн-режиме.

А вот самые распространенные формы-методы дистанционного обучения:

  1. Чат-занятие – занятие, проходящее при использовании чат-технологий (например, skype). Это как видео-конференция, когда все участники урока могут одновременно учиться, имеют доступ к чату. Многие учебные заведения обладают собственной чат-школой, где в специализированных чат-кабинетах происходит процесс интерактивного дистанционного обучения между преподавателем и учениками.
  2. Веб-занятие – дистанционный урок, семинар, конференция, деловая игра, практикум, лабораторная работа или другая форма учебного занятия, которое проводится посредством телекоммуникаций или других интернет-возможностей. Для такого урока используется специальный веб-форум – форма работы учеников на определенную тему или по какой-то проблеме путем оставления записей на одном из сайтов, на котором установлена соответствующая программа. Отличается от чат-занятия тем, что тут работа происходит на протяжении более длительного срока (в течение многих дней), а характер взаимодействия преподавателей и учеников – асинхронный.
  3. Телеконференция – занятие, которое обычно проводится на основе списка рассылки посредством электронной почты. Эта форма занятия отличается достижением образовательных задач. В ее основе лежит методика «природного процесса обучения» (natural learning manner) – простая и свободная система, активно используемая европейцами для получения второго высшего или дополнительного образования. В ходе ее учащийся постоянно выполняет практические задания, работает над автоматизацией навыков. Теория органично переплетается с тренировочными упражнениями, что способствует усвоению знания без дополнительных усилий. Теория и практика усваиваются в процессе систематического изучения материалов, путем прослушивания и повторения за видео- и аудиозаписями.
  4. Телеприсутствие – экспериментальный вид дистанционного обучения, при котором учащийся, находясь в другом месте за компьютером, может видеть, слышать и говорить при помощи робота. В ходе занятия преподаватель задает вопросы, а ученик отвечает на них. Ранее это было возможно лишь в таком виде: благодаря монитору на роботе учитель видит ученика, а у учащегося создается эффект полного присутствия рядом со сверстниками. Эта технология была создана для людей с ограниченными возможностями, которые не могут посещать школу. Зато теперь достаточно наличие любого компьютера с камерой и подключением к интернету, чтобы создать эффект телеприсутствия.

Преимущества и недостатки дистанционной формы обучения в вузе

возможно, что именно так в скором будущем будут выглядеть все школы и университеты мира

Вполне возможно, что именно так в скором будущем будут выглядеть все школы и университеты мира

Мы уже многое знаем про дистанционное обучение. И каждый волен сам решать, подходит оно или нет. Но не лишним будет узнать у специалистов, какие есть плюсы и минусы такой формы учебы в институте.

Плюсы ДО

Преимущества дистанционного обучения заключаются в следующем:

  • Снижение затрат на обучение. Вузы не платят за аренду, учащиеся не оплачивают поездки, съем жилья и т.д. О том, сколько стоит дистанционное обучение в конкретном вузе, необходимо узнавать на официальных сайтах. Но бесплатное оно не будет точно, ведь исполнитель тратит средства на связь, сложные технические средства ее обеспечения и т.д.
  • Сокращение времени обучения.
  • Возможность планировать свой график и нагрузку. Теперь вам никто не будет указывать, что, где, когда и как запоминать, читать, писать, учить. Вы сами планируете свою загруженность, составляете график работы и выбираете список учебных предметов.
  • Никакой привязки к месту проживания студента. Другой город, другой регион или даже другой континент – сегодня не играет совершенно никакого значения, где вы находитесь. Главное – это компьютер и интернет. Сегодня дистанционное обучение проходят мамы с маленькими детьми, люди с ограниченными возможностями, отбывающие наказания в местах лишения свободы, находящиеся в труднодоступных уголках и многие другие.
  • Подходит по индивидуальным показаниям. Дистанционное обучение в государственном вузе хорошо подходит тем, кто не любит людные места и переполненные помещения, не может вылезти из-под любимого пледа на любимом диване. Благодаря привычной обстановке улучшается и производительность. Как учиться? Да как хотите: сидя, лежа, хоть стоя на голове.
  • Возможность заниматься с любым количеством человек.
  • Повышение качества обучения за счет использования современных технических средств, электронных библиотек и т.д.
  • Обучение в максимально комфортном темпе. Учащиеся не боятся отстать от сокурсников. Вернуться к сложному вопросу можно в любое удобное время, а легкую тему – опустить, потратив время на важные вопросы.
  • Возможность совмещения учебы с основным видом деятельности. Особо мотивированные студенты могут учиться одновременно на нескольких курсах, получат сразу несколько высших образований. Принципы дистанционного обучения делают возможной учебу одновременно с напряженным рабочим графиком. Единственные требования для этого – наличие высокоскоростного интернета и немного свободного времени для учебы.
  • Высокие результаты обучения. Тенденции дистанционного обучения показали, что этот вид учебы ничем не уступает, а во многом даже превосходит традиционные посещения лекций. Благодаря самостоятельной работе дистанционник гораздо лучше запоминает и глубже понимает пройденный материал, применяет его на практике. А интерес к обучению «подогревается» благодаря применению современных технологий.
  • Многообразие средств связи с преподавателями. Поддерживать общение можно как online, так и offline (мобильные телефоны, электронная почта и т.д.).
  • Доступ к учебным материалам. Методическая система дистанционного обучения построена таким образом, чтобы студент в любое время мог получить доступ к обширным онлайн-библиотекам с учебниками, методичками, задачниками и прочими материалами, необходимыми для учебы.
  • Спокойная обстановка. Для сдачи тестов и экзаменов учащийся испытывает меньше стресса и волнений. Здесь отсутствует возможность субъективной оценки знаний: плохое настроение преподавателя, непристойный внешний вид или общественный статус студента, успеваемость по другим предметам никак не скажутся на общей оценке по предмету.
  • Комфортная работа преподавателя. Учителя могут работать даже из декретного отпуска, по прежнему уделяя внимание большому количеству учеников.
  • Индивидуальный подход. Здесь как в работе с репетитором: современные системы дистанционного обучения позволяют получить ответ на любой возникающий у студента вопрос. В традиционной учебе такое редко встречается, ведь преподаватель не может уделить время каждому.

Если переживаете о том, какие документы необходимо подавать на дистанционное обучение, то тут все так же, как и при поступлении в обычный вуз на базе среднего образования: аттестат, фотографии, заявление и т.д.

Минусы ДО

Как в любом другом аспекте нашей жизни, в дистанционном обучении кроме «за» есть и свои «против»:

  • Наличие сильной мотивации. Здесь смогут учиться только те, кто хорошо себе представляет, для чего им это нужно. Так как львиную долю всего учебного материала студент изучает самостоятельно, тут необходимы крепкие навыки самоконтроля, развитой силы воли и ответственности – вот что нужно для успешного дистанционного обучения.
  • Не подходит для развития коммуникабельности. Здесь все процессы обучения происходят при минимальном взаимодействии с другими людьми, а иногда – и при полном его отсутствии. Так что если вам нужно развивать навыки общения, работы в команде и уверенности, лучше выбирать традиционные методы в высших учебных заведениях, а не дистанционное обучение.
  • Нехватка практических знаний. Чем отличается дистанционное обучение от традиционного, так это отсутствием «живой» практики, без которой сложно полностью освоить изучаемое ремесло.
  • Проблема идентификации. Суть дистанционного обучения в вузах состоит в том, что человек при помощи средств коммуникации проходит обучение. Проверить, он ли сдает онлайн-тесты или высылает по почте задания, практически невозможно. Есть некоторые программы, основанные на идентификации лица или особенностях печати текста на компьютере, но они не так распространены. Поэтому нередко студентам приходится лично присутствовать на итоговой аттестации.

Основы успешного дистанционного обучения: советы специалистов

Чтобы дистанционное обучение принесло максимум пользы, нужно знать, по каким критериям его оценивать

По определенным критериям дистанционного обучения можно понять, получите ли вы желаемый итоговый результат или нет.

Структура курса

Хорошо проработанная дистанционная программа не должна полностью копировать очный курс. Здесь должны быть различные средства, вовлекающие студента в обучение, предоставляющие ему возможность управлять процессом обучения.

В центре дистанционного курса должен быть учащийся, его потребности и способности.

Способы и средства коммуникации

Интернет-ресурсы не должны быть единственным средством общения с преподавателем. Хорошо продуманная программа должна предлагать студенту несколько способов доставки информации (в том числе и обычный телефон, почту, факс), а также интернет-технологии (электронную почту, телеконференцию, интерактивное телевидение, видео-/аудиоконференцию и др.).

Также занятия могут происходить синхронно (при одновременном участии преподавателей и учащихся в реальном времени) или асинхронно. В первом случае средства передачи информации должны быть представлены видеоконференцией или интерактивным телевидением. Второй вид более гибкий, предоставляет студенту удобное для него время работы. Здесь могут быть использованы такие средства связи, как электронная почта, видео-/аудиокассеты обычная почта.

Все представленные способы связи должны быть для вас комфортными.

Поддержка и коммуникация со студентами

Методика и приемы хорошего дистанционного обучения направлены на то, чтобы любой студент не чувствовал себя брошенным, одиноким, изолированным от остальных. Здесь должны быть созданы все условия для продуктивной атмосферы взаимодействия.

Перед началом учебы обязательно узнайте, как инструкторы оказывают помощь своим студентам. При хорошо организованной программе создается ощущение, что дистанционное обучение – тот же очный курс, только намного легче, доступнее.

Вы сами увидели, как много плюсов и минусов имеет технология дистанционного обучения. Стоит ли поступать на такую форму вам – ваше личное дело.

Автор статьи Ирина Давыдова
Время на чтение: 10 минут АА

Образование всегда было и будет в почете. Вот только не у всех хватает средств, чтобы обучиться в престижном университете. Не отчаивайтесь, существует много интернет-ресурсов, которые помогут вам обрести новые знания или улучшить свои навыки бесплатно.

Перечислим самые популярные онлайн-площадки, предлагающие услуги бесплатного образования.

  • «Универсариум»

Сайт предлагает получить качественное образование, пройдя курсы ведущих российских вузов. На сегодняшний день площадку посещает около 400 тысяч постоянных пользователей.

В основном, проект предназначен для тех, кто хочет пройти предпрофильную или профильную подготовку по определенному предмету и поступить по желанию в МГУ, МФТИ и другие институты. Кроме того, предприниматели, которые размещают объявление о предстоящем курсе, смогут выбрать самых успешных выпускников и предложить им вариант трудоустройства. Поэтому пройти обучение будет выгодно не только абитуриентам, студентам, но и тем, кто имеет уже образование.

Обучение в «Универсариуме» бесплатное. Длительность курса составляет 7-10 недель. Продолжительность зависит от количества видеолекций, тестирования, домашних заданий. Курсы разделены по тематикам, легко найти тот, который хочется просмотреть.

По окончании обучения ставится оценка, причем ее выставляет не только преподаватель, но и онлайн-студенты. Кстати, они могут проверят ваши домашние задания и получать за это дополнительные баллы, которые повлияют на итоговую аттестацию.

В будущем студенты площадки смогут получать дипломы, а пока их оценки по курсам лишь отражаются в рейтинге студентов.

Кстати, если вы не желаете обучаться в группе, то можно просто просмотреть курс открытых лекций. Они доступны всем на сайте «Универсариума».

  • Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ»

Действует с 2003 года и до сих пор занимает лидирующую позицию. Работа направлена на предварительную профильную подготовку по предметам, повышение квалификации, обучение с целью получения высшего или второго высшего образования.

Конечно же, полноценное обучение — платное, но имеется более 500 бесплатных проектов, которыми может воспользоваться любой желающий.

По окончании и прохождении курса вы сможете получить электронный сертификат и с гордостью трудоустраиваться на работу.

Кстати, преимуществ от прохождения курсов много. Например, вас и ваш талант, заинтересованность заметит преподаватель ведущего российского вуза и предложит поступить к ним в университет. Также частный предприниматель, занимающийся параллельно с ведением бизнеса обучением, сможет выбрать лучшего выпускника и предложить ему дальнейшую работу в компании.

На сегодняшний день интернет-площадка пестрит различными предложениями. Вы можете окунуться с головой в экономику, бухгалтерское дело, философию, психологию, математику, IT-сферу и другие области.

Продолжительность курсов составляет от нескольких часов до недель и зависит от количества занятий, входящего тестирования или домашнего задания, а также экзаменационного времени. Те курсы, которые уже прошли, можно приобрести за маленькую сумму – в пределах 200 рублей. Вы их сможете прослушать и просмотреть, но вот экзамен и сертификацию не пройдете.

Главное отличие сайта от многих других – имеются специализированные курсы, которые ведут специалисты и разработчики Академий Intel и Microsoft.

Обучение также бесплатное, есть возможность дальнейшего трудоустройства в лучших компаниях мира. Эту и другую информацию можно найти на сайте intuit.ru.

  • Мультимедиа Технологии

Лидирующая российская образовательная платформа, предлагающая более 250 видео курсов на различные тематики. Отличие этого ресурса – возможность обучения иностранным языкам, современным офисным программам, графическим редакторам, нескольким языкам программирования, а также прослушивания университетских лекций.

Кроме того, преимущество ресурса – мутильмедийность. Вы можете просмотреть видео уроки, прослушать аудиозаписи, отыскать по интересам слайд-шоу, анимационные и графические фильмы.

Площадка действует по системе «облака» — вся закаченная информация сохраняется в архиве, который доступен с любого устройства (ПК, планшета, смартфона). Вы сможете обучаться, даже находясь далеко от дома. В этом еще одно преимущество сайта teachpro.ru.

Все курсы абсолютно бесплатны и доступны всем, независимо от возраста.

  • Лекториум

На сайте вы найдете огромное количество лекций на разных языках. Тематика самая разнообразная – от точных наук до гуманитарных.

Все курсы бесплатные. Их ведут преподаватели ведущих учебных заведений. Время прохождения курсов составляет несколько недель и зависит от темы, объема информации, которую сообщат онлайн-студенту.

На площадке lektorium.tv присутствует возможность просмотреть архив видеолекций, куда вошли более 3 тысяч записей.

Ознакомиться с материалами можно совершенно бесплатно. Тут имеются как школьные темы – решение задач по ЕГЭ, ГИА, так и более масштабные тематики с научных конференций.

Обучиться любому мастерству, которое вызывает интерес, может любой желающий – абитуриент, студент, специалист, имеющий образование.

Также есть возможность пройти платное очное обучение и научиться создавать свои онлайн-курсы, которые могут помочь всем категориям и слоям общества.

  • EDX

Проект Массачусетского технологического института и Гарвардского университета.

На сайте представлена обширная база данных не только этих двух ведущих университетов мира, но и еще 1200 учреждений. Найти интересные курсы вам поможет удобный поиск.

Вы можете выбрать курс по тематике, уровню (вводный, средний, расширенный), языку (присутствуют программы обучения на 6 языках, причем главный — английский), либо по доступности (архивный, предстоящий, текущий).

Обучение бесплатное, однако, если вы хотите получить сертификат, то придется заплатить. Этот момент не смущает студентов, активных пользователей этой площадки насчитывают уже более 400 тысяч. В доступе сейчас находится от 500 образовательных программ. Их можно посмотреть тут: edx.org.

Этот проект отлично подойдет тем, кто владеет английским языком.

  • Academic Earth

Сайт academicearth.org для тех, кто владеет английским языком и хочет иметь образование высшего, мирового уровня. Обучение ведется по нескольким направлениям – вы можете найти курсы для абитуриентов, учащихся колледжей, техникумов и их выпускников, а также бакалавров, магистров, докторов наук. Это — главное преимущество интернет-проекта.

На сайте вы можете воспользоваться поиском и быстро найти то, что вам интересно, либо перейти в раздел «Курсы» и посмотреть множество предложений от преподавателей лучших образовательных учреждений планеты. В их число входит Гарвардский, Принстонский, Йельский, МIT, Стэндфордский и другие университеты. Вы можете обучиться у лучших мастеров, узнать много нового, получив при этом сертификат.

Кроме того, на сайте есть подборка оригинальных видео-лекций. Доступ к ним также бесплатный. Если вы уверены в своих силах и хотите поделиться знаниями с другими, то можете самостоятельно запустить свой курс.

  • Сoursera

Еще одна образовательная площадка, предоставляющая бесплатное прохождение онлайн-курсов. Дистанционно вы можете обучиться 1000 программам по разным направлениям. Заметьте, что курсы преподают на 23 языках, особенно большое количество на английском.

Во время обучения вы можете получить совершенно бесплатно сертификат, его должен подтвердить куратор курса, который читал для вас лекции и давал задания. Второй способ получения бесплатного сертификата – выполнение экзаменационного тестирования, проверка преподавателем и подписание.

В отличие от других сайтов, coursera.org имеет огромную базу курсов из самых различных учреждений мира. Партнерами являются университеты Чехии, Индии, Японии, Китая, России, Германии, Франции, Италии и других стран.

  • UoPeople

Бесплатный университет, в котором любой желающий может получить степень «бакалавра» в области делового администрирования и компьютерных наук. Есть одно условие для студентов – знать английский язык и иметь среднее образование.

В общем, проект uopeople.edu хорош тем, что вы сможете стать обладателем высшего образования, проходя онлайн-обучение в аккредитованном университете.

Есть один минус – за прохождение экзаменов и получение диплома придется заплатить. Стоимость зависит от места жительства студента. Однако, если вы мечтаете иметь «вышку», то это будет не проблема. Главное, что вы обучитесь у преподавателей мирового уровня.

  • Khan Academy

Сайт бесплатных видео-уроков и упражнений на 20 языках земного шара, в том числе и русском.

Огромную пользу этот проект приносит школьникам, абитуриентам, студентам. Они могут просматривать видеозаписи из тематических микроколлекций. Родители и преподаватели могут на онлайн-платформе не только делиться опытом обучения, но и подбирать необходимые уроки, требующиеся для их детей или учащихся.

Основное отличие проекта – отсутствие материалов для чтения. На сайте khanacademy.org имеются видео не только от простых людей, увлеченных в процесс обучения, но и специалистов ведущих учреждений (НАСА, Музей современного искусства, Массачусетский технологический институт, Калифорнийская академия наук).

  • Businesslearning.ru

Интернет-площадка дистанционного образования для тех, кто хочет повысить квалификацию в сфере предпринимательской деятельности или просто изучить законы, инструменты ведения бизнеса, экономику, право, финансы, маркетинг и другие области.

Проект был создан при поддержке Правительства Москвы. В настоящее время он имеет около 150 тысяч обучающихся.

Благодаря бесплатным курсам, вы получаете отличную возможность обучиться предпринимательской деятельности, стать деловым человеком со своим бизнесом и не задумываться о поиске работы после обучения.

  • ВниманиеТВ

Российский портал, где собраны лучшие образовательные видео и лучшие образовательные проекты, которые создают студенты, преподаватели от ведущих учреждений России.

Преимущество ресурса в том, что здесь — vnimanietv.ru — собрано много учебных материалов, которые сможет освоить самостоятельно любой человек. Видеозаписи подразделяются по темам. Вы сможете без особых усилий разобраться и найти для себя необходимую лекцию или урок.

Аудитория сайта – около 500 тысяч человек. Все ролики доступны в открытом, бесплатном формате.

  • Ted.com

Еще одна платформа, на которой представлены образовательные видеоролики, отснятые специалистами различных компаний по всему земному шару.

Сайт называется «Technology, Entertainment, Design», на русском это означает «Наука, Искусство, Культура».

Предназначен он для всех, независимо от возраста или социальной категории. Здесь собираются художники, дизайнеры, инженеры, бизнесмены, музыканты и многие другие люди. Всех их объединяет идея поделиться своими знаниями, мастерством, талантом.

Все видеозаписи находятся в открытом доступе. Почти все на английском языке, но с русскими субтитрами. Таким образом, проект охватывает многомиллионную аудиторию различных стран мира.

  • Carnegie Mellon Open Learning Initiative, или сокращенно OLI

Проект, имеющий обучающее направление. Этот сайт отличается тем, что здесь никто не навяжет вам преподавателя.

Пройти обучение и изучить материал по видео уроку можно совершенно бесплатно, самостоятельно и в удобное для вас время.

Но есть и минус такого обучения – нет возможности проконсультироваться, наладить живое общение со спикером, сдать экзамены.

Такой ресурс — oli.cmu.edu — можно рассматривать, как обучающий ресурс, но не предоставляющий диплома или сертификата от учреждения. Однако его польза значима. Вы можете воспользоваться им, если знаете английский язык.

  • Stanford iTunes U

Огромная библиотека видео-контента и лекций Стэнфордского университета. Преподаватели ведущего вуза обучают онлайн-студентов, абитуриентов по самым различным направлениям, которые касаются не только специализаций университета, но основных событий, музыки и многого другого.

Видео абсолютно бесплатны. Есть один минус – ресурс организован на популярной платформе ITunes Apple, воспользоваться им может только обладатель сервиса iTunes и соответствующего ПО.

  • Udemy.com

Единственная площадка с огромной 7-миллионной аудиторией, предоставляющая дистанционное бесплатное образование по самым различным тематикам. Еще одно преимущество проекта – здесь собрано более 30 тысяч курсов и программ, которые ведут эксперты, специалисты из лучших университетов.

На сайте есть, как платные, так и бесплатные курсы, строгого разграничения нет. Однако можно сравнить знания, которые даются платно и бесплатно, определить, существенны ли различия.

Обучаться можно с любого устройства, в любое удобное для вас время – это также важные преимущества. Но есть и минус: язык, на котором преподают – английский.

>ДОО (дошкольное образование)

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ В ДОУ

Особенно важны высокий уровень профессионализма и постоянное повышение квалификации педагогических работников ДОУ. Ведь именно детский сад является для ребенка первой ступенью образовательной системы. В нем закладывается интерес и любовь к обучению, к совместной деятельности с педагогом и другими детьми. Такая цель, как повышение квалификации работников дошкольного образования, должна быть в приоритете. И особенно – повышение квалификации воспитателя по ФГОС как гарантия соответствия персонала ДОУ государственным стандартам.

Педагогическое образование воспитатель дошкольного образования – это необходимое условие для того чтобы дети не просто поводили в детском саду время, но и развивали свои способности, расширяли кругозор и укрепляли здоровье. Прохождение курсов в нашем институте позволяет сделать повышение квалификации воспитателя детского сада комфортным и эффективным благодаря целому ряду программ, рассчитанных на разное количество часов и имеющих разнообразную тематику. Каждый будущий или уже работающий воспитатель найдет для себя то, что необходимо именно ему для профессионального роста.

Курсы ФГОС дошкольного образования

Курсы дошкольное образование дистанционно разработаны на основе требований, сформированных специалистами данного профиля. Они полностью соответствуют действующим законодательным актам РФ. Институт педагогического образования дошкольного направления позволяет в полной мере освоить особенности организации и воспитания детей дошкольного возраста, а также приемы аналитической работы для мониторинга физического, интеллектуального и психического развития детей. Курсы повышения квалификации в направлении дошкольного образования отличаются различной тематической направленностью, широким спектром квалификаций, которые получают выпускники курсов. Педагог дошкольного образования, проходящий обучение по этим программам, имеет свободный доступ к обобщенному опыту зарубежных и отечественных образовательных практик. Дистанционное обучение – это наиболее востребованный продукт нашего Института, отражающий переход дошкольного образования на новый образовательный стандарт.

О дистанционном обучении. Почему дистанционное обучение так популярно?
http://ippt.ru/ob_obuchenii/o_distancionnom_obuchenii/

Как организован процесс дистанционного обучения в Институте профессионального образования:
http://ippt.ru/ob_obuchenii/kak_organizovan_process_distancionnogo_obucheniya/

Почему выбирают Институт профессионального образования:
http://ippt.ru/

Учитель начальных классов

Педагогическое высшее образование в дистанционном режиме – это заочная форма обучения с применением современных технологий. Если раньше для изучения лекционных, дидактических материалов необходимо было присутствовать в учебном заведении, то теперь это возможно сделать, не выезжая из своего региона. Это совсем не значит, что полученное таким образом образование будет низкого качества или не будет учитываться в карьере при приеме на работу.

Во-первых, все студенты, находящиеся на дистанционном обучении, имеют возможность в режиме онлайн участвовать в семинарах, получать консультации от ведущих специалистов-преподавателей и все необходимые лекционные материалы по предметам. Посредством интернет-технологий студенты сдают и дифференциальные зачеты по пройденным темам – вопросы высылаются на персональную электронную почту или задаются в режиме онлайн, на что отводится определенное время для получение ответов от студента.

Во-вторых, через определенные промежутки времени всем, кто получает педагогическое образование дистанционно, необходимо являться в основной или дополнительные филиалы учебного заведения для посещения лекций, конференций и семинаров в реальном времени. Время таких встреч корректируется со всеми учащимися и подбирается оптимальный вариант, чтобы не приходилось отрываться от трудовой деятельности.

В-третьих, для сдачи государственных экзаменов и защиты дипломной работы студенты обязаны присутствовать в учебном заведении лично – это позволяет комиссии оценить истинный уровень образования учащегося.

При получении дистанционного обучения по специальности «Учитель начальных классов» выдается диплом государственного образца.

Учителя начальных классов, уже имеющие дипломы и определенный опыт работы, могут поступить на курсы дистанционного обучения для педагогов, которые позволяют не только повышать свою квалификацию и подтверждать свои умения, но и делать карьеру, работать в специализированных гимназиях. Как правило, такие курсы включают в себя несколько направлений:

  • Изучение материала по современным программам обучения детей, утвержденных министерством образования;
  • Раскрытие специфики методики изучения всех дидактических материалов с привязкой к общеобразовательной школе;
  • Знакомство с дидактической системой современной школы.

Психолого-педагогическое образование

Многие уже состоявшиеся преподаватели стремятся повысить собственный уровень образования, получить высокую степень квалификации. Отличным вариантом станет дистанционное образование на педагога психолога по следующим профессиональным направлениям:

  • Психолого-педагогическое сопровождение всех видов образования – дошкольное, начальное, общеобразовательное, профессиональное;
  • Работа с детьми с ограниченными возможностями;
  • Социально-педагогическое направление деятельности;
  • Педагогическая деятельность в группах асоциальных учащихся.

Дистанционное педагогическое образование с уклоном в психологию позволяет осуществлять самую разную деятельность:

  • Проводить тренинги;
  • Вести научную деятельность;
  • Сопровождать реабилитационный период для детей и подростков с ограниченными возможностями;
  • Консультировать преподавателей, родителей учеников.

Прежде чем проходить вступительные экзамены на такой вид обучения, стоит узнать, какие профессиональные задачи будут возложены на педагога-психолога:

  • Обследование детей (в рамках психологическо-диагностического направления);
  • Организация и проведение занятий по современным методикам, направленных на коррекцию психоэмоционального состояния ребенка и его развитие;
  • Проведение специфических семинаров, лекций, конференций и индивидуальных занятий с преподавателями учебного заведения, которые направлены на улучшение их взаимодействия с родителями и с учениками;
  • Ведение внешкольной деятельности с учащимися, которая поможет раскрыть их творческий потенциал;
  • Оказание помощи ученикам в ориентации на будущую профессию;
  • Разработка индивидуальных программ при работе со сложными в психоэмоциональном плане детьми.

Кроме этого, существуют определенные задачи для педагогов-психологов, которые работают с детьми с ограниченными возможностями:

  • Диагностика дифференциального типа для установления степени отклонений;
  • Умение формулировать заключение на основе тестирования детей с нарушениями речи, сенсорными и двигательными патологиями;
  • Знание рекомендованных коррекционных методик для работы с детьми с ограниченными возможностями;
  • Понимание шагов к созданию благоприятной атмосферы в учебном заведении и для преподавателей, и для учеников.

Чему учат дистанционно

При получении первого или второго высшего педагогического образования дистанционно каждый учащийся должен овладеть рядом навыков:

  • Проведение уроков с использованием современных технологий, учитывая личностный рост определенной категории учеников;
  • Осуществление психологической и педагогической диагностики учеников для определения планов по обучению;
  • Преподавать материал по специально разработанным министерством образования программам и собственным урочным планам;
  • Создание трудовой атмосферы в классе во время уроков, поддерживание дисциплины на должном уровне;
  • Ведение всей классной документации, в том числе грамотное заполнение классного журнала;
  • Опираясь на план работы по учебе, проводить четвертные, полугодовые и годовые контрольные работы;
  • Организация внешкольных занятий, культурно-массовых мероприятий;
  • Работа в экзаменационных комиссиях;
  • Проведение воспитательной работы с учащимися, например, чтение лекций на тему вредных привычек;
  • Оказание психологической помощи учащимся (в меру полученного образования).

Кроме этого, студентов учат работать в тесном контакте с родителями, проводить родительские собрания. Необходимо будет посещать педагогические советы при школе, принимать активное участие в формировании полноценной материально-технической базы класса (кабинета).

Дистанционное педагогическое образование – это своеобразное сочетание очной и заочной формы обучения с использованием интернет технологий.

Дистанционное обучение в школе

Дятлова Галина Юрьевна

Дистанционное обучение в школе

Дятлова Г.Ю., п. Поляны, Выборгский район, Ленинградской области

Дистанционное образование позволяет

реализовать два основных принципа

современного образования – » образование

для всех» и «образование через всю жизнь».

В.А. Канаво

Модернизация российского образования обусловлена тем, что образовательный процесс стал все в меньшей степени соответствовать социальным ожиданиям. Прежняя система образования сегодня уже в значительной мере не способна обеспечить достижение необходимого образовательного уровня. Поэтому, задачи модернизации образования направлены на повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества.

В образовательных стандартах нового поколения обращается особое внимание на необходимость формирования у обучающихся метаумений (общих умений, востребованных в разных предметных областях), на повышение доли самостоятельной работы, на формирование у них оценочной самостоятельности. Прежде всего, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых требует осуществления личностно — ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого обучающегося. В этих условиях широкое использование дистанционных образовательных технологий в школьном образовании становится требованием времени.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Министерства образования, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

Как известно, «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника». Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем.

Согласно статьи 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ:

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).

Какое применение могут получить дистанционные образовательные технологии в модернизации школьного образования?

1. Возможность значительно разнообразить направления профильного обучения, давая обучающимся возможность более четкой профессиональной ориентации. У них появляется достаточно широкий выбор профильного направления обучения в старших классах.

2. Возможность частичной замены классно-урочных занятий на самостоятельные виды деятельности, не требующие значительных интеллектуальных усилий для их осмысления

3. Возможность получения качественного образования детям-инвалидам и возможность повышения уровня знаний одаренным детям (особенно в сельской местности).

4. Возможность реализации основных принципов личностно — ориентированного подхода обучения. Данный подход предполагает интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование, развитие критического и творческого мышления, умение работать с информацией. Дистанционное обучение обеспечивает максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь, и, таким образом, индивидуализацию обучения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, ДОТ стали активным участниками нашего образования, помогая разнообразить формы и методы учебного процесса и помогая реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

Безусловно, форма работы с дистанционными образовательными технологиями очень удобная и полезная, как показывает практика. Отметим плюсы дистанционных образовательных технологий:

1. Обучение в индивидуальном темпе — скорость изучения устанавливается самим обучающимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.

2. Свобода и гибкость — обучающийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.

3. Доступность — независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.

4. Мобильность — эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.

5. Технологичность — использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.

6. Социальное равноправие — равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

7. Творчество — комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

8. Объективность — в результате использования интерактивных практикумов, различных форм тестирования оценка знаний может проходить в автоматическом режиме, без участия преподавателя. Это исключает предвзятость.

Несмотря на многочисленные положительные моменты применения ДОТ в школе, оно ограничено рядом факторов:

1. Недостаточная мотивация школьников к учебе, следовательно, необходимость более жесткого контроля, чем в других случаях;

2. Неумение в связи с возрастом и соответствующим уровнем развития организовать свою работу, что требует от преподавателя разработки плана обучения в деталях;

3. Необходимость проверки знаний зачастую в очном режиме;

4. Учащимся с ослабленным здоровьем визит учителя требуется не только как элемент собственно образовательного процесса, но как один из каналов связи с внешним миром, от которого они часто оторваны.

Подводя итог, можно сказать, что для получения оптимальных результатов дистанционного обучения важны следующие факторы и условия: наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к интернету у потенциальных дистанционных учеников, наличие у дистанционных учителей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования, хорошей подготовки дистанционных уроков, наличие подготовленных локальных координаторов, систематическое проведение дистанционных занятий, моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности.

Оптимальные результаты дистанционного урока могут быть получены, когда:

1. Тщательно разработан высокоинформативный, понятный, хорошо иллюстрированный учебный ресурс и его локальная версия.

2. Инструкция локальным координаторам и учащимся составлена грамотно и с учетом особенностей урока.

3. Локальный координатор добросовестно выполняет свои функции, делает всё возможное для помощи учителю, чей урок он проводит.

4. Учащиеся хорошо подготовлены и владеют предложенным материалом.

5. Связь учителя с локальным координатором через интернет осуществляется без сбоев и всеми доступными способами.

6. Проведению урока не мешают внешние отвлекающие факторы.

Очень часто дистанционные уроки применяются по отношению к тем детям, которые пропускают занятия по болезни, или в отношении детей-инвалидов.

Занимаясь дистанционным образованием в школе на протяжении нескольких лет, пришла к следующим выводам:

1. Занятия на дистанционном обучении помогают обучащимся более успешно сдать экзамены;

2. Обучающиеся научились организовывать свою работу, самостоятельно выполнять предложенные им задания;

3. Часть учащихся, находящиеся в группе риска, не всегда могли самостоятельно справиться с предложенными заданиями. Им постоянно требовалась помощь учителя-тьютора или одноклассников;

4. Была возможность заменить часть домашнего задания по математике тестами, предложенными учащимися по различным темам;

Был предоставлен 0,5 часа для консультаций учителя-тьютора (Обучающие активнее задают свои вопросы при непосредственном общении с преподавателем, чем через электронную почту. В идеале, было бы хорошо, если учитель-тьютор работал в данной школе, это способствовало бы более успешной организации данного вида обучения. К сожалению, наши учителя, редко соглашаются на тьюторство);

5. Не все учащиеся могут самостоятельно работать, и за их работой должен осуществляться постоянный контроль со стороны тьютора (низкая мотивация обучающихся и слабый контроль со стороны родителей);

6. Существовала необходимость разбора заданий в очном режиме (на консультации)

Особенно актуально дистанционное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие школьники обучаются на дому в удобное время и в оптимальном темпе. Личный опыт работы с обучающимися с ОВЗ подтверждает, что использование дистанционных технологий помогает индивидуализировать обучение, создать ситуацию успеха, обеспечить деятельностный подход, ориентировать на самообразование и саморазвитие.

Дистанционные уроки с детьми-инвалидами проводятся в режиме онлайн. Учебные занятия проводятся, как правило, во второй половине дня, это связано с техническими возможностями и загруженностью учителя. Всегда четко обозначается время, когда ученик и учитель встречаются в Skype.

Также выделяется время на получение от ученика отсканированной копии домашнего задания, его проверки, сканирования проверенной работы и последующей отправки назад обучающемуся. Все отсканированные письменные работы хранятся в отдельных папках.

При планировании дистанционного урока учитываю, что осознание учеником изучения нового материала, его закрепление и т.д. будет происходить индивидуально, в зависимости от его подготовленности и обученности.

Практика показывает, что в режиме Skype обучающиеся, как правило. отвлекаться и даже сбивают темп учебного занятия. Для решения этих проблем целесообразно:

o давать учебный материал дозированно и с учетом индивидуального уровня подготовленности обучающихся;

o использовать разнообразные виды деятельности, менять их в рамках одного учебного занятия;

o чередовать материалы, содержащие звуковую и визуальную информацию;

В дистанционном режиме по электронной почте или через Skype осуществляю пересылку учебных материалов (текстовую информацию и видеоматериалы). Контролирую уровень усвоения учебного материала с помощью системы тестов и контрольных вопросов для обучающихся. Для этих целей использую возможности компьютерного тестирования и обработки результатов.

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что использование дистанционных образовательных технологий позволяет:

· организовать разнообразные формы деятельности школьников по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

· применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;

· диагностировать интеллектуальные возможности школьников, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию;

· управлять обучением, автоматизировать процессы контроля результатов учебной деятельности, тренировки, тестирования, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, умений, навыков, особенностей его мотивации;

· создавать условия для осуществления самостоятельной учебной деятельности школьников, для самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

· работать в современных телекоммуникационных средах, обеспечить управление информационными потоками;

· интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся, повысить темп урока;

· повысить мотивацию к обучению;

· привести к резкому повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности обучающихся;

· обеспечить положительную динамику уровня обученности по предметам;

· психологически подготовить учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ;

· научить распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут снизить баллы;

· повысить информационную культуру учащихся;

· привить навыки самостоятельной работы с учебным материалом (особенно при использовании дистанционного обучения).

· организовать работу с детьми ОВЗ, давая возможность получить качественное образование;

· организовать работу с одаренными детьми.

В заключении, хочется скачать, что применение дистанционных образовательных технологий открывает перспективное направление в обучении. позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации в течение всей жизни.

Вместе с тем необходимо понимать, что использование только дистанционных образовательных технологий на уроке не решает моментально всех проблем учителя. Необходимо соблюдать принцип «в нужном месте, в нужное время, в нужном объеме».

Литература:

1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

2. http://www.top-personal.ru/issue.html?380

4. http://www.muh.ru/teaching/teaching_dot.php#4

5. http://lib2.podelise.ru/docs/98467/index-1917.html

6. http://dtraining.web-3.ru/introduction/okandbaddo/

Формы

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференция — проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (англ. natural learning manner). Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях (при наличии).

Телеприсутствие. Существует много различных способов дистанционного обучения. Например, дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве, в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик-инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах он может также общаться со своими одноклассниками. Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России.

История

В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.

Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении нет. В то же время продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.

Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие ещё помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток — у учащегося не было возможности получить обратную связь.

В 1969 году в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования — Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: University of South Africa (1946), FernUniversität in Hagen (Германия, 1974), Национальный технологический университет (США, 1984) (программы ДО по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.

В конце 1980-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.

В 1988 был реализован советско-американский проект «Школьная электронная почта».

Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация «Знание» и её коллективный член Современная гуманитарная академия.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения ещё проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «онлайн» семинары (вебинары) для обучения. Первой на пост-советском пространстве стала дистанционная школа «Центр образования «Оптима», предоставив ученикам 1-12 классов возможность учиться дистанционно в комфортных условиях, не зависеть от места пребывания и состояния здоровья, изучать предметы по индивидуальному графику и на своей скорости восприятия. Примечательно, что выпускники дистанционной школы «Оптима» получают государственные документы об образовании и могут поступать в любое высшее учебное заведение мира.

В России

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением. .

В России концепция школьного дистанционного обучения была впервые в полной мере реализована Онлайн Гимназией №1, которая в формате живого общения с учителем и одноклассниками целиком переводит школьное очное образование в дистанционную форму. Также возникает всё больше школ, которые практикуют автовебинары. Проект Онлайн Гимназия исключителен тем, что:

— Урок ведётся учителем в онлайн-режиме

— На уроке присутствует до 20 учеников, учитель видит каждого из них, а ученики видят друг друга, социализация не теряется и поддерживается ученическими чатами, во время урока ученики работают непосредственно друг с другом по некоторым заданиям

— Контроль успеваемости и посещаемость каждого ученика осуществляется куратором, который поддерживает постоянную связь с родителями

— Школьная программа полностью сохранена в соответствии с ФГОС, пн-пт с 9:00 начинаются занятия по 45 минут с 10-ти минутным перерывом

— Детям выдаётся электронная ручка, которой выполняются все задания, таким образом, сохраняются и развиваются навыки моторики письма

— Высокий уровень образования для каждого ребёнка, проживающего в любом городе России и за рубежом. Достаточно наличия компьютера с доступом в интернет и веб-камерой.

Публикации о дистанционном обучении и другие источники

  • Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997.
  • Ахаян А. А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. — СПб.: Корифей, 2001. — 170 с.
  • Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис : учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 167 с.
  • Зайченко Т. П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения : монография. — СПб.: Астерион, 2004. — 188 с.
  • Иванченко Д. А. Системный анализ дистанционного обучения : монография. ― М.: Союз, 2005. ― 192 с.
  • Малитиков Е. М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ / Е. М. Малитиков, М. П. Карпенко, В. П. Колмогоров // Право и образование. — 2000. — № 1(2). — С.42-54.
  • Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2006.
  • Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2004.
  • Хусяинов Т.М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагогика и просвещение. — 2014. – № 4. – С.30-41. DOI: 10.7256/2306-434X.2014.4.14288
  • Хусяинов Т.М. Основные характеристики массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) как образовательной технологии // Наука. Мысль. – 2015. – № 2. — C. 21-29.
  • Хуторской А. В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. — 2002. — № 36. — С. 26-30.
  • Хуторской А. В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. — 2001. — № 2. — С.30-35.
  • Хуторской А. В. Пути развития дистанционного образования в школах России // Всероссийская научная конференция Relarn. Тезисы докладов. — М., 2000.
  • Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Образование: путь к успеху. — Уфа, 2010.