Игры со счетными палочками

Польза счетных палочек в математическом развитии дошколят

Ошибочно думать, что с помощью этих подручных средств можно научить ребенка считать, и только. Их задача в умелых руках родителей – развивать детское мышление, а именно:

  1. Они помогают учить цвета, складывать и изучать геометрические фигуры, конструировать замысловатые замки, решать логические задачи. Поэтому счетные палочки могут стать прекрасным учебным пособием при организации домашних занятий.
  2. С помощью этого простого и многофункционального пособия можно изучать порядок чисел и их состав, понятия «короче-длиннее», «больше-меньше», «выше-ниже».
  3. Стоит также прислушаться к мнению психологов, которые просто настаивают на том, что наряду с мелкой моторикой игры и занятия с этими счетными элементами помогают развивать у дошкольника:
    • интеллект;
    • самостоятельность;
    • воображение и творческое мышление;
    • внимание;
    • интерес к исследованиям и познанию;
    • активность;
    • волю к победе;
    • целеустремленность;
    • настойчивость;
    • самостоятельность;
    • способность к планированию, контролю и оценке собственной деятельности;
    • сосредоточенность.

Варианты использования дидактического пособия в забавах малышей

Вовлечь карапуза в работу с палочками очень просто. Главное – заинтересовать! Самый привычный и основной вид деятельности детей от 2 до 6 лет – игра. Именно в игровой форме нужно проводить занятия, придумав интересный сюжет и даже распределив роли. С самого начала установить правила и дать малютке понять конечную цель игры. Она может быть любой, в зависимости от того, чему нужно научить в играх с палочками. Например, сложить из палочек фигуру или разложить их по цветам в отдельные коробочки, выложить имя или сосчитать, из скольких счетных элементов состоит домик. Таким образом, в домашних занятиях счетные палочки станут прекрасной дидактической игрой.

Важно! Заинтересованность в правильном решении поставленной задачи стимулирует ребенка к активной мозговой деятельности и преодолению трудностей в начатом деле. Особенно малыш постарается, если такую же работу будет рядом с ним выполнять еще кто-то – дети любят соперничать и проявлять волю к победе.

Игры с палочками-выручалочками для самых маленьких (9 месяцев +)

Когда и как организовать дидактические игры с счетными палочками в домашних условиях? Специалисты подчеркивают: в раннем возрасте, когда малыши только начинают свой путь к познанию предметов, счетные палочки можно использовать в качестве игрового материала, изучать с их помощью цвета, конструировать фигуры различного размера и форм, использовать в нестандартном рисовании.

Стартовый возраст для ознакомления с палочками для счета — 9 месяцев. Малыш уже умеет захватывать предметы двумя пальчиками – указательным и большим, а это значит, что пришло время развивать мелкую моторику рук. Отличным упражнением для этого может стать следующее:

  • Взять небольшую коробочку или футляр, прорезать в них продолговатую щель ножом или ножницами, и показать карапузу, что в нее можно по одной засовывать палочки. Малыши на «отлично» справятся с поставленным заданием, ведь в этом возрасте им очень нравится проталкивать предметы в отверстия.
  • Лепим ежика из теста и предлагаем карапузу под чутким маминым руководством воткнуть палочки, как иголки. Крохе еще трудно дается такое действие, поэтому мамина рука станет продолжением ручки ребенка.

Важно! Во время выполнения заданий с мелкими деталями маленьких детей нельзя оставлять без присмотра взрослых. Ведь помимо отверстия в коробке ребенок может, не задумываясь, отправить один из счетных элементов себе в рот.

Что можно предложить малютке в возрасте от 1 до 1,5 лет

1. Дети раннего возраста уже способны к изучению таких понятий, как цвет, размер, длина. Поэтому, вооружившись дидактическим (обучающим) пособием, самое время предложить им такие игры с палочками:

  • Назвать цвет всех имеющихся палочек.
  • Собрать элементы какого-то одного цвета.
  • Найти палочки с одинаковой длиной (палочки Кюизенера).
  • Собрать по одной палочке каждого цвета.
  • Найти самую короткую и самую длинную палочку и назвать их цвета (палочки Кюизенера).
  • Разложить в ряд палочки, чередуя два цвета, например, желтую и красную.
  • Выбрать любую палочку и попросить ребенка слева от нее разложить все палочки, которые короче выбранной, а справа — все те, что длиннее. Облегчить решение поставленной головоломки можно наводящими вопросами. Например, показать две палочки и спросить, разные они или одинаковые. Усложнить можно вопросом, чем они отличаются друг от друга (цветом, длиной) или в чем их сходство.

2. В раннем возрасте дети начинают интересоваться и изучать свойства пластилина. Поэтому лепка из пластилина для ребятишек может стать и занятием, и игрой с счетными палочками. Палочки в данном случае являются вспомогательным материалом: выполнить роль стебелька для цветка, ножки для грибка или ствола для дерева; послужить ножками-ручками для пластилинового человечка или дымоходной трубой для домика.

3. Аналогично можно организовать нестандартное рисование палочками для малышей. Например, выкладывая на полу или столе различные предметы (дорогу, машинки, домики, цветы, человечков и животных) можно создавать целые картины и игрушечные города. Такое занятие обязательно вызовет интерес у любознательного малыша, будет развивать воображение, позволит почувствовать себя не только членом, но и создателем увлекательной игры.

Дидактические игры от 2 до 4 лет

В этот период дошколята делают значительный прорыв в области самопознания и развития интеллекта. Происходит становление речи, легко налаживается контакт со сверстниками, малыш действует целенаправленно. Его интересуют рисование, конструирование, в основе которых все чаще лежит детская фантазия. Самое время направить эти способности в нужное русло и углубить знания о назначении счетных палочек. Подходящими для этого станут следующие игры с палочками, которые широко используются в детском саду.

Где меньше?

Счетные палочки нужно разложить друг напротив друга в два ряда, в одном из которых их будет на одну меньше. Дошкольник должен показать, в каком ряду элементов меньше, а в каком больше. Усложняют головоломку вопросом: «Что нужно сделать, чтобы количество палочек стало одинаковым?».

Задание со звездочкой: попросить малыша самостоятельно выложить два ряда с одинаковым количеством элементов, и так, чтобы в одном ряду их было на один или два меньше.

Повторить рисунок

Понадобится лист бумаги с изображением какого-либо понятного ребенку предмета (домика, конфеты, бабочки, елочки и т.п.), выполненного в двух-трех цветах. Малыш должен выложить этот рисунок палочками, повторяя цвета на бумаге. В завершении попросить дошкольника назвать цвета, с помощью которых он создал свою картину.

Такое упражнение помогает изучать цвета, развивать мелкую моторику детских пальчиков, а также творческое воображение.

Строим и считаем

Взрослый выкладывает из дидактического материала какую-нибудь простую фигуру, например, треугольник и просит ученика повторить. После того, как малыш справится с задачей, нужно озвучить название фигуры и спросить у него, сколько элементов понадобилось для строительства этого треугольника.

Далее можно построить квадрат, ромб, прямоугольник, а также любые другие предметы с теми же условиями задачи. Для более глубоких познаний можно спросить, на какую геометрическую фигуру похожа крыша дома, окно, кузов грузовика и т.п.

Заданием со звездочкой станет просьба взрослого разделить прямоугольник из 6 палочек на два равных квадрата с помощью одной. Или одной палочкой превратить квадрат в два треугольника.

Цель такого игрового упражнения — развивать у детей пространственное, логическое и творческое мышление.

Игры для старших дошкольников

Занятия с детьми 5-7 лет предполагают более тщательную подготовку их к обучению в школе. Для этого понадобится не только усидчивость, но и базовые знания в области чтения и математики, умение обобщать, выделять, сравнивать. Конечно же, можно не напрягать чадо какими бы то ни было заданиями, ведь всему необходимому его в свое время научат в школе. Но если у дошкольника есть интерес к познанию, не стоит ему отказывать в саморазвитии. Используя палочки для счета, можно предложить ему выполнить следующие упражнения по готовым схемам. Именно так проводят игры со счетными палочками в детском саду.

Дострой картинку

Необходимо показать ребенку схему-рисунок половины какого-либо предмета, изображенного на бумаге. Задание – симметрично достроить картинку, используя те же цвета и пропорции.

Изобрази цифры и буквы

При помощи палочек выкладывать названия букв (если дается легко, то и простых слов), а также цифр в пределах десяти. При хороших успехах, можно делать это на скорость с кем-нибудь из сверстников.

Из чего состоят числа

Когда дошкольник уже знает, как выглядят цифры, можно предложить ему выкладывать каждую с помощью палочек двух цветов, тем самым давая понятие состава числа. Так, цифру 5 можно выложить из двух красных и трех зеленых палочек или из одной желтой и четырех красных.

Сосчитай-ка!

Простой вариант: с помощью палочек выложить пример (как вариант, две палочки + три палочки). Ребенка нужно попросить сосчитать и дать правильный ответ, выложив нужное количество элементов после знака равенства. Если малыш знает цифры, то можно выкладывать выражение с их помощью.

Психологи рекомендуют

  1. Возраст, с которого стоит вовлекать детей в занятия с набором счетных палочек, родители определяют сами. Но специалисты все же рекомендуют не нагружать мозг малютки слишком рано. Оптимально начинать занятия приблизительно с трехлетнего возраста.
  2. Вначале стоит дать малышу ознакомиться с дидактическим материалом – позволить поиграть, поскладывать фигурки, пирамидки. Так маленькому ученику проще будет изучить форму и цвет деталей, попробовать на ощупь материал, из которого они сделаны. Только так дети смогут сделать умозаключение относительно того, что одни палочки короче других, уловить их цветовые отличия.
  3. Начало занятий необходимо сделать игровым – ребенок не должен чувствовать давления со стороны взрослых, иначе в дальнейшем у него сформируется отвращение к математике. Ко всем выводам и ответам малыш должен прийти сам – именно самостоятельное мышление сделает его знания прочными и долговечными. Так утверждают специалисты в области педагогики.

Наукой доказано, что развитие речи и мыслительной деятельности ребенка напрямую зависит от мелкой моторики рук. С тренировкой пальчиков рука будущего школьника готовится к письму. Поэтому крайне важно помогать ему в этом с помощью развивающих игр, к числу которых относятся и игры с счетными палочками. Они являются простым и в то же время универсальным пособием для разработки кистей рук и стимулирования интеллектуальных способностей одновременно.

Палочки для счета просты в эксплуатации. Чтобы проявить заботу о развитии умственных способностей дошкольника, родителям не нужно изобретать велосипед. Ведь все гениальное — просто.

LiveInternetLiveInternet

  • Красота и уход за собой (120)
  • красота и уход (80)
  • причёски (21)
  • мода и стиль (19)
  • Здоровье (118)
  • Живопись,красивые картинки, фото,иллюстрации (22)
  • Животные, птицы,насекомые (5)
  • Кулинария (785)
  • салаты (115)
  • закуски, бутерброды (69)
  • блюда из овощей (32)
  • блюда из рыбы (39)
  • блюда из мяса (39)
  • блюда из птицы (32)
  • блюда из фарша (14)
  • блюда из грибов (6)
  • пицца (17)
  • запеканки (20)
  • булки,булочки (38)
  • пироги, пирожки, рулеты (112)
  • печенье (41)
  • торты, пирожное (91)
  • заготовки на зиму (43)
  • десерты (28)
  • коктейли, напитки (17)
  • вино,ликер (11)
  • оформление блюд (22)
  • Вязание крючком (376)
  • игрушки, одежда для игрушек (124)
  • для женщин (102)
  • для детей (101)
  • для дома (44)
  • уроки вязания крючком (2)
  • Вязание спицами (281)
  • для женщин (153)
  • для детей (60)
  • носки,варежки,перчатки (23)
  • игрушки (15)
  • для дома (15)
  • для мужчин (14)
  • Вышивка (83)
  • картины (44)
  • для кухни (20)
  • подушки (12)
  • открытки, закладки (8)
  • Шитьё (202)
  • игрушки,одежда для игрушек (78)
  • для женщин (52)
  • разное (25)
  • для дома (18)
  • для детей (18)
  • переделки (10)
  • для мужчин (1)
  • Развитие детей (289)
  • обучение математике (71)
  • развитие речи (60)
  • письмо, мелкая моторика (46)
  • познаем мир (29)
  • логическое мышление (27)
  • грамота (17)
  • пальчиковые игры (11)
  • обучение чтению (9)
  • загадки, пословицы,поговорки (1)
  • внимание, память,воображение (15)
  • Развивающие игры для детей (124)
  • Развивалки своими руками (20)
  • Поделки с детьми (219)
  • из бумаги (74)
  • аппликация (37)
  • оригами (29)
  • из соленого теста (19)
  • к празднику (19)
  • из пластилина (19)
  • из природного материала (11)
  • поделки из бросового материала (9)
  • Раскраски (56)
  • Рисуем с детьми (53)
  • Читаем с детьми (32)
  • Советы родителям (27)
  • Всё для воспитателя (91)
  • тематические,обучающие карточки (40)
  • демонстрационный материал (32)
  • оформление группы,зала (10)
  • медальки (7)
  • грамоты (2)
  • Для школы (23)
  • Мультфильмы (46)
  • обучающие мультфильмы (22)
  • Кинозал (82)
  • Музыка (35)
  • Стихи (67)
  • Притчи (25)
  • Аудиокниги (24)
  • Видео коллекция (25)
  • Начинающему фотографу (22)
  • Путешествия (78)
  • виртуальные путешествия (57)
  • активный отдых,отпуск (21)
  • Домашние питомцы (12)
  • Комнатные цветы (24)
  • Садовые цветы (19)
  • Ландшафтный дизайн (18)
  • Интерьер (38)
  • Полезные советы (103)
  • разные (46)
  • для кухни (33)
  • для огорода (дачи) (12)
  • уход за одеждой и обувью (11)
  • Компьютер (81)
  • уроки/полезности (53)
  • программы (27)
  • Идеи для подарков (37)
  • Праздники (15)
  • (63)
  • Для дневника (123)
  • уроки/полезности (56)
  • рамочки (33)
  • кнопочки — переходы (15)
  • разделители (13)
  • Юмор, анекдоты (29)

Играем и развиваемся

Для ребенка очень важно развивать логическое мышление. Для каждого возраста есть свои задания. Для детей 6-7 лет вам могут пригодиться спички или счетные палочки, из которых можно составлять следующие задания.

Не стоит давать ребенку за один раз больше 2-3 заданий.

Задание №1
Переложите одну спичку таким образом, чтобы домик был повернут в другую сторону.

Ответ:

Задание №2
На рисунке фигура – «корова». Переложите всего две спички так, чтобы она смотрела в другую сторону.

Ответ:

Задание №3
В данной фигуре 6 квадратов. Уберите 3 спички, у вас должно получиться 4 квадрата.

Ответ:

Задание №4
Ниже представлена фигура, в которой 9 квадратов. Ваша задача убрать всего 4 палочки, чтобы получилось 5 квадратов.

Ответ:

Задание №5
В фигуре, составленной из спичек, всего 6 квадратов. Вам нужно убрать 2 спички, чтобы получилось всего 4 квадрата.

Ответ:

Задание №6
Ваше задание – переложить 2 спички так, чтобы совок стал пустым.

Ответ 1:

Ответ 2:

Задание №7
Данная фигура состоит из 5 квадратов, вам нужно переложить 3 спички, чтобы у вас получилось 4 квадрата.

Ответ:

Задание №8
В данной фигуре нужно переложить 3 спички для того, чтобы получить 4 треугольника.

Ответ:

Задание №9
В фигуре из 4 квадратов нужно переложить всего 3 спички, чтобы получилось три квадрата одинаковых размеров.

Ответ:

Задание №10
В этой фигуре из спичек нужно переложить 4 спички, чтобы получилось 4 треугольника.

Ответ:

Задание №11
Предложенная фигура – «воздушный шар». Вам нужно переложить 4 спички, у вас должен получиться четырехугольник, состоящий из 4 треугольников.

Ответ:
Задание №12
Фигура, составленная из спичек – ключ. Вы должны переложить 4 так, чтобы у вас получилось 3 квадрата.

Ответ:

Задание № 13

Из фигуры «топор» переложите 4 спички так, чтобы получилось 4 треугольника.

Ответ:

Развивающие игры / автор блога: Марина Гранович