Как научить ребенка читать

Как научить ребенка 5-6 лет читать по слогам поэтапно в домашних условиях

Для полноценного развития малыша, его дошкольное обучение должно проходить в игровом виде. Занятия должны проходить весело и интересно, иначе он не просидит на месте и несколько минут.

С какого возраста начинать обучение?

Обучать детей грамоте в раннем возрасте в России начали совсем недавно, поэтому пока рано делать выводы относительно вреда и пользы обучения детей до 5 лет. Многие психологи сходятся во мнении, что слишком раннее обучение может вызвать некоторые проблемы с социальным развитием.

Кроме этого, дети, которые научились читать до 4 лет, просто складывают буквы в слова, не осознавая смысла прочитанного материала.

Чтобы определить, можно ли ребенка начинать учить грамоте, психологи выделяют несколько признаков готовности:

  1. Малыш должен хорошо говорить, используя целые предложения. Когда он плохо разговаривает, то обучение, например, с помощью кубиков Зайцева, может остановить потребность малыша в произношении слов, ведь он может общаться с родителями, выкладывая кубики.
  2. Кроха обладает развитым фонематическим слухом (слышит и разделяет звуки).
  3. Произношение должно быть правильным, без серьезных отклонений.
  4. У малыша должна сформироваться ориентация в пространстве. Он должен определять верх и низ, лево и право, иначе он может начать читать слово не с первой буквы, а с той, которая ему понравилась.

На заметку!Если он уже обладает такими навыками, то его можно начинать обучать. Согласно статистике, большинство детей овладевают ими в 4-летнем возрасте.

Буквы или звуки?

Для начала родитель учит ребенка выделять первый звук: говорит слово и протягивает первый звук, произнося его отчетливей и громче остальных. Далее надо предложить малышу повторить услышанное. Он должен сказать, какой первый звук услышал в произнесенном слове. Можно предложить поиграть:

  • произнести звук громче и тише;
  • спеть его;
  • сказать его с разной интонацией.

Когда малыш научится определять звуки, пора начинать знакомство с буквами.

Можно использовать кубики с картинками, среди которых он должен отыскать нужную картинку (ананас, например). Надо сказать, что название нарисованного фрукта начинается со звука «а», поэтому рядом с ним стоит буква, которая обозначает этот звук. Желательно помочь крохе написать букву, сделать ее из пластилина или выложить ее из мелких предметов.

Совет!В первую очередь надо изучить гласные, а только потом приступать к остальным буквам.

Составление слогов

Когда кроха освоит гласные, можно приступить к чтению слогов и маленьких слов. После каждой выученной согласной буквы, к ней подставляют гласную. Но делать нужно акцент на согласные звуки: произносить следует не «бэ» и «а», а «б» и «а» – «ба». Так как дети часто путаются и произносят, как слышат – «бэа». Родителю надо прочитать слог и попросить повторить. Длительность одного занятия должна быть в пределах 15 минут.

Таблица слогов с буквой Б

После того как малыш изучил несколько согласных, можно начинать составлять небольшие слова, объясняя, что соединив слоги вместе, можно составить целое слово.

Как быстро обучить чтению по слогам по букварю Жуковой

В 3-4 года малыш психологически еще не способен обучаться. Совсем иначе воспринимают занятия дети 5 и 6 лет. Хотя в детских садах обучают основам чтения, но некоторым ребятам необходимо индивидуальное обучение, чтобы они лучше усвоили складывание слогов.

Среди многообразия техник обучения чтению методика Надежды Жуковой имеет огромную популярность.

Она создала особенный метод, с помощью которого малыши быстро учатся читать и легко переходят к письменной речи. Доказано, что детям легче выделить слог, чем один звук в произносимом слове. Именно этот принцип положен в основу метода Жуковой.

Изучать весь алфавит сразу не надо. Сначала следует выучить только гласные. Надо объяснить малышу, что эти буквы можно петь. Ознакомившись с гласными, их складывают вместе: АУ, ОА, ОУ. Пусть ребенок самостоятельно, с помощью пальчика, водит от буквы к букве и поет их. Затем можно приступать к изучению согласных.

Во время занятия надо объяснить, как определять по слуху, сколько звуков произнес родитель, какой звук первый, второй, последний.

В этом может помочь «Магнитная азбука» Жуковой, благодаря которой малыш будет выкладывать слоги, произнесенные взрослыми.

Советуют во время занятий попросить юного ученика обводить буквы пальчиком, ведь это способствует тактильному запоминанию. «Букварь» Н. Жуковой поможет любому взрослому даже без педагогического образования провести занятие.

Обучение чтению по слогам по картинкам и с помощью игр

Для эффективного обучения понадобится не только терпение взрослых, но и регулярные занятия. Для лучшего усвоения материала надо вместе с ребенком рассматривать картинки в книгах, описывать ситуации, изображенные на них и придумывать по этим картинкам истории.

Этот метод относится к самым быстрым, но заниматься надо ежедневно, хотя бы по 15 минут в день. Каждое занятие лучше начинать с предложения поиграть в интересную игру. Для обучения можно использовать все подручные материалы: крупу, тесто, картинки, пластилин. Ежедневно надо играть в разные развивающие игры:

  • внимательно рассмотреть картинку и назвать буквы, которые на ней спрятались;

    Развивающая игра на поиск букв

  • нарисовать букву с ручками и ножками, разукрасить ее;
  • вылепить букву из глины, пластилина или теста;
  • вырезать из яркого картона буквы и поиграть в ролевые игры. Например, П – папа, М – мама, С – сын. Во время игры надо называть не «мама», а «М». Можно предложить поиграть в детский сад, школу, пожарная станция и т.д.;
  • во время прогулки называть 5 слов на букву, которая изучается в данный момент;
  • нарисовать на крупе буквы, но не дорисовать, а попросить угадать, какая буква;
  • говорить слова наоборот, а малыш должен переставить буквы в правильном порядке (Оху – Ухо).

Простая и интересная игра «Составь слово» поможет лучше освоить складывание слогов. Понадобятся круги со слогами и картинки, которые показывают, какое слово необходимо составить. Например, на картинке нарисована река, значит, надо выбрать два круга со слогами «РЕ» и «КА». Можно поиграть в игру «Составь слог из половинок». На картонных карточках родитель пишет слоги, после чего разрезает их по горизонтали и перемешивает.

Задача малыша – собрать подходящие части одного слога и прочитать.

Можно составлять и разгадывать ребусы с помощью картинок. Например, слово «КАША»: Карась, Апельсин, Шишка, Абрикос. Малышу будет интересно собирать слова из разделенных слогов, как на фото.

Для первых занятий лучше использовать небольшие слова, например, соединить названия с предметами или животными.

Игры лучше придумывать, исходя из увлечений детей.

Родитель может составить список тем, которые будут интересны. Для мальчиков чаще всего это машины, динозавры, роботы, космос, герои любимых мультфильмов. Для девочек подойдут темы кукол, фей, принцесс и сказочных героев и любимых мультиков. Главное, играть и читать вместе, чтобы учиться было интересно.

Наиболее популярные вопросы

Как определить готовность ребенка к обучению? Каждый малыш индивидуален, поэтому готовность к обучению определяют не по возрасту, а по физиологическому развитию. Приступать к обучению можно, когда он свободно говорит предложениями, у него нет серьезных отклонений логопедического характера, он обладает развитым фонематическим слухом и может ориентироваться в пространстве. Какие методики существуют?

Выделяют четыре основные методики для обучения детей. Лингвистическая – обучение начинается с изучения распространенных слов, которые чаще всего применяются в разговорной речи. Фонетическая – основывается на алфавитном принципе – сначала изучают звуки и буквы, затем, переходят к чтению слогов и слов.

Кубики Зайцева – игра с ребенком специальными кубиками, на гранях которых написаны отдельные слоги. Все кубики отличаются между собой по звуку, цвету поверхности и размеру. Метод Домана – изучение всех слов, их правописание и произношение, без предварительного изучения букв и звуков.

Можно ли научить малыша читать в 3 года? Все дети индивидуальны, поэтому специалисты могут давать лишь общие рекомендации. В 3-4 года ребенку может быть неинтересно и скучно сидеть над книжкой. Если же у него есть интерес к чтению, и он просит маму научить его читать, то вполне возможно сделать это в 3 года.

Несмотря на большое количество методик, в первую очередь, малыш нуждается в спокойной и гармоничной окружающей обстановке. Если между взрослыми и детьми налажен контакт, то использование любой методики даст ожидаемый результат.

Автор статьи: Глухарь Раиса

  • Училась в ДонНУ Филологический факультет г. Донецк. Сейчас в декрете. В копирайтинге недавно, но такая работа очень понравилась из-за того, что она помогает мне развиваться и расширять свой кругозор.
  • Авторы статей

Когда ребенок хорошо освоил алфавит, наступает время научить его складывать буквы в слоги и читать их. Многие мамы и папы мучаются вопросом, как же ему рассказать все про звуки и слоги, как научить его соединять буковки, а потом объяснить, как складывать слова.

Когда можно начинать обучать ребенка чтению?

Прежде чем приступать к обучению, убедитесь наверняка, что ваш очаровательный студент знает буквы алфавита и без труда их идентифицирует. Для тестирования навыков дайте малышу азбуку и попросите назвать буквы. Обычно деткам на это требуется 2-3 минуты. Это означает, что на распознание одной буковки у него уходит 4-6 секунд. Отталкиваясь от простейших вычислений, можно предположить, что на прочтение слова из 4 букв («папа», «мама») ему понадобится от 20 до 25 секунд. А теперь представьте, каково читать с такой скоростью.

Так что знать и идентифицировать буквы, конечно, важно, но их определение должно быть молниеносным. Когда малыш на «разборку» всего алфавита будет тратить секунд 20, вот тогда и переходите ко второму этапу обучения – как научить ребенка слогам. ИНТЕРЕСНО: как научить ребёнка правильно выговаривать букву Р?

Основополагающие моменты:

  • Учите ребенка звукам, а не буквам, это упростит процесс последующего обучения. Например, не «дэ», «тэ», «мэ», а «Д», «Т», «М». Гласные должны быть длинными «ууу», «ааа». Начните практику с «А». Она проще всего для детей, они ее быстро запоминают и определяют. Как только ученик будет хорошо ее определять, приступайте к согласным. Затем начинайте составлять слоги «МА», «ДА», «ГА». Как только это будет получаться, начинайте строить слова: «ба-ба», «ма-ма». После отработки навыков с буквой «А» приступайте к практике с буквой «О», потом «У», «И».
  • Если малышу алфавит хорошо знаком, поиграйте с ним. Покажите ему, как собирать простые слова «да-ша», «ка-ша», «ли-за», «ли-са», «рот», «дом», «ко-за».
  • Переходите к 3-сложным словам.
  • Обучение в игре – самое оптимальное и интересное для ребенка.

В процессе обучения активно используйте наглядные пособия. Подготовленные заранее красочные картинки, тематические видео-материалы могут стать вашими помощниками в этом нелегком деле.

Методики обучения

Самостоятельно научить кроху читать, не опираясь на дидактический материал, довольно трудно (подробнее в статье: как научить ребенка научить быстро читать и улучшить речь?). Заранее приобретите букварь, он вам понадобится. Сейчас они выпускаются в большом ассортименте – есть и классические, есть и оригинальные. Самыми интересными и практически обоснованными можно назвать методики Н. Жуковой и Е. Бахтиной.

Метод Жуковой с «бегающими буковками» выглядит более простым для объяснения, а потому более понятен ребенку. Не следует забывать, что всякий ребенок уникален, его способности индивидуальны. Что удобно и понятно одному, то никак не идет у другого. Если малыш чувствует себя не очень уверенно на этапе слогов, не спешите переходить к складыванию слов, пусть даже самых простых. Такое никчемное ускорение усилит его неуверенность и отобьет желание учиться читать.

Методика Бахтиной подходит для совсем маленьких детишек, которым едва исполнилось 2 года. Автор уверяет, что детки, регулярно занимающиеся в домашних условиях по ее методике, уже к трем годам могут хорошо читать. По букварю Жуковой дети занимаются в школе, т.е. в возрасте 5-6 лет.

Складываем и читаем слоги по методике Елены Бахтиной

Суть метода в следующем: как только малыш научился бегло (именно бегло!) узнавать буквы, начинайте учить его соединять буквы, строить слоги произносить их. После того, как он научится правильно произносить и распознавать буквенные сочетания, нужно проработать их разновидности.

Приведем пример. В слоге «МА» встретились и крепко подружились буковки «М» и «А». Теперь они вместе и получается «МА». Повторяйте про дружбу «М» + «А» = «МА» в течение дня, закрепите навык на следующий день. По той же схеме выучите другие буквосочетания. Поначалу практикуйте открытые слоги (на гласную) «КА», «ГА», «ЛА». Непременно закрепляйте произношение демонстрацией карточек (наглядно).

Те же самые карточки используйте, чтобы научить ребенка читать. Предлагаем вам готовые карточки: согласные – синие, гласные – красные. Составляйте из карточек слоги и слова для чтения.

ИНТЕРЕСНО: как научить ребенка писать без ошибок?

Важные аспекты:

  • На начальном этапе не используйте гласные с «й» в составе «ю» = «йу», «я» = «йа». Не используйте шипящие согласные, так как они сложнее в произношении.
  • Обучайте ребенка беспрерывно – не только дома с букварем, но и во время прогулки. Указывайте «студенту» на вывески, побуждайте его находить и произносить знакомые сочетания, попрактикуйтесь и с незнакомыми сочетаниями. Потом можно включить в обучение гласные с «й» в составе и шипящие согласные.

Не исключено, что данная методика не подойдет малышу, и читать он не научится. В этом случае опробуйте другой метод обучения.

Классическая методика автора школьного букваря Надежды Жуковой

Воспользуйтесь букварем Жуковой, чтобы научить ребенка складывать слоги из букв. Начните с букв «М» и «А», ведь их сочетание для крошки родное и близкое. Это буквосочетание знакомо чуть ли не с рождения, оно лежит в основе слова «мама».

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: когда дети начинают говорить первые слова при хорошем развитии?

Обратите внимание малыша, что на картинке в букваре одна буква бежит к другой, и потом они соединяются.

Проговаривайте вместе с ним растянутую букву «ммм» и превратите в «ммаааа». При этом постепенно сокращается первый звук и становится длиннее второй. По той же схеме произносите другие открытые буквосочетания с «А», «О», «У»: «ДА», «КО», «ТУ» и т.д. Потом переходите к сложению совсем простых слов, которые понятны обучаемому: «ПА-ПА», «РУ-КА», «НО-ГА». Акцентируйте внимание на артикуляции: один звук протягиваем, а другой укорачиваем. Если вы сможете сделать свои карточки с «бегающими» буковками, то учить малыша читать можно будет не только с книжкой, но и посредством игры.

Важные аспекты:

  • Очень важно побуждать ребенка анализировать слоги, которые он выучивает. Всякий раз спрашивайте его, какие он здесь видит буквы и сколько их. Пусть он произносит и повторяет опять и опять.
  • Следите за тем, чтобы во время чтения буквы у него не «разрывались» и не «раздруживались», чтобы звуки не превратились в буквы при их соединении: «да», а не «дэа»; «па», а не «пэа». Ребенок должен проговаривать именно звуки. Напоминайте крохе, что первый звук надо потянуть, а второй «подстричь».
  • Пусть во время урока ребенок на слух определит количество произнесенных мамой/папой букв (звуков). Попросите его назвать первый звук и второй. Изначально можно попрактиковаться на сочетаниях гласных «ао», «уа», «иа».

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как заинтересовать ребенка и культивировать любовь к чтению?

Еще раз напомним об индивидуальности ребенка. Один малыш быстро соединит буквы и звуки, а другой будет испытывать трудности. Не торопите его и не педалируйте ситуацию. Пусть занятия будут регулярными. Если вашему ребенку никак не дается одна методика, пробуйте другую. Важно подобрать тот вариант, который подойдет ему.