Крутицкий теремок

«Так как всякие памятники, не только интересны, но и достойны всеообщего внимания и уважения, ибо они зарождают в нас любовь к замечательной и почтенной во многих отношениях нашей старине, возбуждают наше внимание к деяниям наших предков, вызывают благоговение к лицам, со славой действующих на поприще отечественной и церковной истории.»
«Историческое описание древней владычней обители на Крутицах и уцелевших от нея памятников: Успенско-Крутицкаго собора, Крестоваго храма и надвратнаго Крутицкаго терема» (Москва, 1893 г.)
Архитектуре въездных сооружений мастера Древней Руси всегда уделяли особое внимание. Ворота, въезды украшали различными декоративными деталями: резьбой по дереву, фигурным кирпичом или белым камнем. Над воротами ставили надвратные церкви, башни, возводили терема. Крутицкий теремок, построенный над двумя въездными арками, стал жемчужиной архитектуры ХVII столетия. Он является частью архитектурного ансамбля Крутицкого подворья и включает в себя святые врата и терем над ними.
По преданию, из окон терема митрополиты благословляли народ, собравшийся на площади, а также раздавали милостыню нищим. Теремок и Святые врата облицованы многоцветными поливными изразцами. Только на украшение теремка их ушло примерно 1500- 2000.
Общий вид с северной стороны на Крутицкое подворье, 1943-1944 гг.
Северный фасад в процессе реставрационных работ, 1970-х гг.
Фотография 1896 г.
Крутицкий теремок — выдающийся памятник монументального керамического искусства допетровской Руси.
К сожалению, время его не пощадило. Вместе с остальными постройками он выгорал полностью два раза, в Троицкий пожар 1737 года и в Московский 1812 года.
Первая реставрация была проведена под руководством Чичагова в 1868 году, проведена плохо, часть изразцов заменили новоделом не по технологии ХVII века, в результате чего они быстро пооблуплялись и имели вид жалкий и ущербный.
Следующая реставрация — 1912-1913 гг. за счёт средств Московской Городской Думы.
Всё бы хорошо, но Теремок чуть было не уничтожили в 1936 году, проведя в 200 метрах от него канализацию, в результате чего тот, не выдержав осадки фундамента и деформации стен, завалился на юго-восточную сторону. Было принято решение его снести, как ветхий и опасный строительный хлам, но выдающийся реставратор Петр Дмитриевич Барановский отстоял красоту и не дал Теремку рухнуть окончательно.
Фотография 1900-1910 гг.
О Крутицком теремке москвовед П. В. Сытин восхищённо писал: «Крутицкий теремок является замечательным памятником русского народного искусства. В его декоративном убранстве ажурная каменная резьба изумительно сочетается с красочной облицовкой изразцами. Поражаешься мастерству народных художников! Со времени постройки теремка минуло свыше двух с половиной веков, а его изразцовый убор также ярок и живописен, словно только вчера вышел из рук мастера.»
Tags: крутицкий теремок, фото

История

Строительство

Большинство искусствоведов считают, что передние ворота с Крутицким теремком были возведены в конце XVII века. Это предположение основано на сохранившемся судебном разбирательстве между стряпчим Подонского митрополита Сидором Бухваловым и Осипом Старцевым, который изготовлял изразцы для отделки здания. Из документа следует, что строительство началось весной 1693 года и закончилось осенью 1694-го. Обвинитель утверждал, что Старцев вместе с сыном Иваном поставил 1170 плиток вместо обещанных 2000. Предположительно, недопонимание возникло из-за неверного подсчёта изразцов, но исход дела не сохранился. В протоколе также отмечено, что ремесленники подготовили четыре окна, три резных каменных столба, пять больших и шесть малых капителей. В иске не указан фактический зодчий проекта, однако большинство историков называют Лариона Ковалёва, который выступал на суде экспертом.

Известно, что в момент строительства Старцев находился в Смоленске и Киеве, поэтому его работа на подворье ограничивалась проектированием и подготовкой майоликового узора. Существует также предположение, что в отделке принимал участие мастер изразцовой росписи Степан Иванов по прозвищу «Полубес».

Некоторые исследователи считают, что в 1694 году Крутицкий теремок был только отреставрирован, а саму постройку датируют XV-XVI веками. В основе этой теории лежат особенности убранства, которые нехарактерны для конца XVII века. Отдельно отмечают уникальные росписи ворот, изображающие Ветхий денми и Благое Молчание, а также керамические плитки, украшенные в восточно-русском стиле. Однако существует мнение, что этот вывод может быть ошибочным из-за недостаточных представлений о развитии изразцового искусства.

Использование

Крутицкий теремок являлся частью митрополичьих палат и соединял их с настенными переходами, ведущими в Собор Успения Пресвятой Богородицы. Он был построен поверх каменных ворот с двумя въездами, которые служили главным входом на подворье. По преданию в летние месяцы из окон этого здания митрополиты приветствовали и благословляли народ, раздавали милостыню нищим и любовались видами Москвы.

В 1737 году здание пострадало от Троицкого пожара. Была утеряна крутая черепичная кровля, соответствовавшая стилистике дома, её заменили плоской железной крышей. Сильно повреждённые фрески на воротах были частично забелены известью, а один из проходов заложен.

В 1788-м Крутицкую епархию упразднили и подворье перешло в военное ведомство. Большую часть зданий перестроили под казармы и тюрьму, а надвратный теремок долгое время оставался пустующим. Территория снова пострадала от пожара 1812 года. В 1838-м наследник престола великий князь Александр Николаевич выразил желание восстановить исторический комплекс, реставрацией занялись в 1868 году по руководством архитектора Дмитрий Чичагов. Во время работ теремок был отремонтирован и приведён в первоначальное состояние.

С 1842 года Крутицкий двор находился в ведомстве Московского внутреннего гарнизонного батальона, а с 1904-го на этом месте расположилось подразделение 12-го гренадёрского Астраханского полка.

После революции постройки были частично перестроены под жилые помещения. В 1947—1950 годах проходила масштабная реконструкция подворья под руководством Петра Барановского. Он выровнял покосившееся здание теремка, укрепил переходы, осуществил работы по вывешиванию и подведению фундамента. Восстановление облика Крутицкого подворья осложнялось использованием построек под хозяйственные и жилые нужды. Только в 1966 году архитектурный ансамбль с теремком был признан объектом культурного наследия, а в 1982-м передан в ведомство Государственного исторического музея.

Крутицкий теремок, 1909 год

Вид на Крутицкий теремок со стороны подворья, 2017 год

Майоликовое убранство второго этажа, 2017 год

Фрески святых ворот, 2014 год

Литература

  • Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. — Санкт-Петербург: Искусство, 1948. — Т. 3. — С. 316—317. — 39 с.
  • Баранова С. И. Изразцовый декор памятников архитектуры Москвы XVII века / Удальцова А. Л. — Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. — Москва, 2006. — С. 15. — 32 с.
  • Баранова С.И. К вопросу об уточнении датировок фасадной керамики Москвы XVII века // Общество Ревнителей Православной Культуры Музей «Кадашевская слобода». — 2008. — С. 137.
  • Баранова С. И. К вопросу о заказчиках и зодчих изразцового декора московских построек в конце XVII века // Вестник РГГУ. — 2010. — С. 263.
  • Бондаренко И. Е. Остатки Москвы XVII века. — Санкт-Петербург: Сириус, 1909. — С. 10—11. — 39 с.
  • Бычков Ю. А. Пётр Барановский: Труды, воспоминания современников. — Москва: Отчий дом, 1996. — С. 407. — 1064 с. — ISBN 978-5-4320-0001-9.
  • Вострышев М. И. Вся Москва от А до Я. — Москва: Алгоритм, 2011. — С. 407. — 1064 с. — ISBN 978-5-4320-0001-9.
  • Куропаткин А. Н. Историческое описание древней Владычней обители на Крутицах и уцелевших от неё памятников: Успенско-Крутицкого собора, Крестового храма и надвратного Крутицкого терема.. — Москва: Типография И. Я. Полякова, 1893. — С. 28—33. — 95 с.
  • Снегирева Н. М. Русская старина в памятниках церковнаго и гражданскаго зодчества. — Москва: Полицейская типография, 1848. — С. 50—54,59. — 121 с.
  • Сошина Н. Крутицкий теремок в Москве // Архитектурное наследство. — 1956. — С. 136—137.
  • Слука И. М. Самые красивые дворцы и замки России. — Москва: Эксмо, 2015. — С. 30—31. — 252 с.
  • Трофимова Т. Е. Изучение и сохранение Крутицкого патриаршего подворья // Науковедение. — 2017. — С. 2—3.

> Cсылки

  • Видеоэкскурсия по Крутицкому подворью
  • Крутицкое подворье в киножурнале «Строительство и Архитектура», 1989 год