Статьи по одаренности детей

Статья «Одаренность. Одаренные дети»

Наталия Асекретова
Статья «Одаренность. Одаренные дети»

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно, в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье.

Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас немного. Поэтому так важно, именно, в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности — это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

В число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.

Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности.

Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности:

• В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

• В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

• В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

• актуальную одаренность;

• потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.

При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы:

— у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.

Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;

— работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;

— необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.

В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:

• возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав;

• с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.

Основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОДАРЕННОСТИ:

1. Создать систему выявления ОД:

— психолого-педагогическое исследование первоклассников;

— системное наблюдение за детьми из класса в класс;

— выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований;

— системное диагностирование психологом.

2. Организация учебного процесса:

— нестандартные уроки;

— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;

— работа с дополнительной литературой;

— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;

— предпрофильное и профильное обучение;

— выставка творческих работ.

3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету:

— организация исследовательской работы учащихся;

— опережающие задания творческого плана;

— участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах;

— обеспечение базового дополнительного образования (организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков);

— проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах.

4. Общеразвивающие мероприятия:

— традиционные мероприятия в школе;

— предметные декады.

Методы диагностики умственной одаренности

Тестовые методы

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. Широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности. Но проблема в том, что в интерпретации результатов тестирования весьма существенную роль играет теоретическая основа того или иного теста, соотнесение методических позиций исследователя с базовой моделью теста. Игнорирование этого обстоятельства снижает эффективность тестирования и может привести к некорректной интерпретации.

Многие специалисты справедливо отмечают, что многочисленные ошибки в прогнозах объясняются не столько несовершенством психометрических процедур, сколько сложностью и многоаспектностью самого феномена одаренности и недостаточной теоретической проработкой основных понятий.

Известны основные требования к построению и проверке методик: стандартизация, то есть установленное единообразие процедуры проведения и оценки результатов: надежность, понимаемая как устойчивость результатов при повторении на одних и тех же испытуемых; валидность — пригодность для измерения именно того, на что направлена методика, эффективность ее в этом отношении.

Неформализованные методы

Одним из таких методов является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему. То есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений.

Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому.

Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми

По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения;

уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Успешный учитель для одаренных — прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:

1) с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;

2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;

3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Итак, каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости. Задача коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребёнка.

Поэтому, к любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…”

Статья на тему:
одаренный ребенок

Предварительный просмотр:

Эссе «Одаренный ребёнок. Какой он?»

Академик А.Н. Колмогоров сказал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «искра Божья». Но чтобы из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я стараюсь заниматься развитием и воспитанием одаренных детей.

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? На мой взгляд, ответ не так прост, как кажется. Я считаю, что все дети талантливы. Но одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями

Дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее. Но одаренные обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативное собственное мнение.

В развитие одарённости в первую очередь должны быть заинтересованы родители. Именно они с малых лет поддерживают ребёнка в его начинаниях и формируют его одарённость .Они просто обязаны создать для этого все необходимые благоприятные условия. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребёнок мог черпать из неё информацию, помогать ему самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу.

Однако характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам. И вот здесь немаловажную роль должен сыграть учитель.

Я убеждена в том, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научиться применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предположения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

В последнее время в практике работы с детьми младшего школьного возраста в плане развития мышления ребенка и в плане формирования у него исследовательских умений используется метод проектов или проектирование. Суть проектирования заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу. Таким детям необходима педагогическая поддержка. Я стараюсь в селить в них уверенность в их способность жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную Я-концепцию. Вырабатываю у детей умение правильно себя оценивать и ставить реальные цели.

Что делает одаренного ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает счастливым всех детей: участие, поддержка, заинтересованность в нем как в личности, возможность испытания новых чувств и переживаний по поводу собственной успешности, радость от решенной трудной задачи, возможность ставить цели, достигать их, и просто мечтать.

Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.

Очень важно, чтобы мы, педагоги и все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, смогли бы создать для любого ребенка именно такое счастливое для него пространство.

Если дети – национальное достояние страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и. славу своего Отечества.

Белеенко Елена Ивановн

учитель высшей категории МБОУ №1 ст.Архонская РСО-Алания

Статья на тему:
Эссе «Одаренный ребёнок. Какой он?»

Эссе «Одаренный ребёнок. Какой он?»

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? На мой взгляд, ответ не так прост, как кажется. Я считаю, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Но одаренность можно рассматривать и как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные.

Одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

Я заметила, что одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы. Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач. Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.

Я убеждена в том, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научиться применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предположения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

В последнее время в практике работы с детьми младшего школьного возраста в плане развития мышления ребенка и в плане формирования у него исследовательских умений используется также метод проектов или проектирование. Суть проектирования заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу. Таким детям необходима педагогическая поддержка. Я стараюсь в селить в них уверенность в их способность жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную Я-концепцию. Вырабатываю у одаренных детей умение правильно себя оценивать и ставить реальные цели.

Что делает одаренного ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает счастливым всех детей: участие, поддержка, заинтересованность в нем как в личности, возможность испытания новых чувств и переживаний по поводу собственной успешности, радость от решенной трудной задачи, возможность ставить цели, достигать их, и просто мечтать. Очень важно, чтобы наше педагогическое сообщество и все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, смогли бы создать для способного, одаренного, талантливого и любого ребенка именно такое счастливое для него пространство.

ГУНЧЕНКО ЛАРИСА ВИТАЛЬЕВНА

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №1. город Малоярославец

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья.Развитие пространственных представлений у ребёнка как важный этап подготовки к школе.

В статье рассматриваются: пространственные представления как базис, над которым надстраиваются письмо,чтение, счёт; закономерности формирования пространственных представлений в онтогенезе;зависимость.

Данный материал будет полезен как учителям начального звена, так и родителям младших школьников, поскольку содержит подробную информации о памяти детей данного возраста, её особенностях. а также реко.

Презентация- сопровождение к материалам доклада Плохая память ребёнка. Как её развивать .

Активные методы обучения и воспитания ребёнка как залог успешной реализации программ модернизации образования

Статья об использовании активных методов обучения.

25 СПОСОБОВ УЗНАТЬ У РЕБЁНКА, КАК У НЕГО ДЕЛА В ШКОЛЕ, не спрашивая, как у него дела в школе,

25 СПОСОБОВ УЗНАТЬ У РЕБЁНКА, КАК У НЕГО ДЕЛА В ШКОЛЕ.

Советы психологов и педагогов родителям о воспитании ребёнка, как правильно делать домашнее задание, о привитии ребёнку любви к чтению. (из моей копилки)

Как воспитать личность. как выучить стихотворение, как решать задачу, как научить ребёнка делать уроки за отведённое время самостоятельно, как привить любовь к чтению с малолетства. Ответы на эти воп.

Родительское собрание Роль микроклимата в семье для успешного обучения ребёнка. Как помочь стать ребёнку внимательным

Знакомство родителей с факторами, влияющими на успешность обучения, значимостью проблемы развития детского внимания. Методы и приёмы развития внимания.

Читать онлайн Одаренный ребенок в детском саду (статья) автора Баркан Алла Исааковна — RuLit — Страница 1

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК В ДЕТСКОМ САДУ

Как это ни казалось бы странным, но к группе риска в детском саду относятся и одаренные дети, дети, которыми должны были бы гордиться воспитатели дошкольных учреждений. Должны были бы… Но… если ребенок необычный… и из детей с особо выдающимися данными и поражающими всех способностями, то, безусловно, с ним гораздо больше хлопот, чем с его ровесниками, особенно если у дошкольника общие способности с ярким интеллектом. Да и не только общие, но и специальные (см. ниже). Главное, что он не такой, как все остальные дети в группе. А это означает, что к нему нужен особый подход.

Конечно, когда дошкольник впервые приходит в группу детского сада, особенно в раннем возрасте, о его отличие от других детей вам, прежде всего, надо узнать у родителей, задавая им специально подготовленные вопросы:

Как развита речь у ребенка? С какого возраста начал так хорошо говорить?

Какие игры предпочитает? Чем увлекается?

Чем отличается, как считают родители, от своих сверстников?

Имеются ли у ребенка друзья? И т. д.

Помимо вопросов общего типа желательно задавать вопросы, связанные с различными видами одаренности, начиная с творческой. Например:

Любит ли малыш рисовать? Рисует ли по желанию взрослых или сам просит фломастеры (карандаши, краски) и бумагу? Какие сюжеты больше привлекают его? Какие цвета предпочитает? И т. д.

Желательно также попросить родителей, чтобы они показали воспитателю рисунки ребенка, нарисованные им дома. Если малыш ходил в кружок по рисованию или индивидуально занимался с педагогом, необходимо посмотреть не только его рисунки, но и уточнить, почему он именно занимался рисованием — это было желание самого дошкольника или же его родителей?

Подобные вопросы желательно задавать родителям и относительно других видов одаренности, проявляющейся уже в дошкольном возрасте, учитывая ее многогранность — от интеллектуальной, творческой, художественной одаренности до психомоторной и социальной (см. ниже).

Как правило, такие наводящие вопросы помогут воспитателю понять, какой ребенок пришел в группу и можно ли его причислить к одаренным детям, тем более что многие родители не в курсе о возрастных особенностях развития дошкольников, не понимая, что их ребенок «не такой, как все», что он по некоторым показателям развития опережает своих сверстников, причем значительно опережает.

Но в то же время критерии одаренности в дошкольном и особенно в раннем возрасте очень расплывчаты. Кроме того, не все сегодня понимают, в чем разница между двумя такими терминами, как «одаренные дети» и «детская одаренность».

А разница лишь в том, что, говоря о детской одаренности, мы предполагаем, что каждый ребенок обладает интеллектуально–творческим потенциалом, который желательно развивать. Когда же речь идет об одаренном ребенке, обычно подразумевается ребенок, опережающий в своем развитии ровесников. Однако надо помнить, что интеллектуально–творческий потенциал, потенциал, который завтра может стать реальностью (см. ниже).

Поэтому, конечно, воспитателю необходимо «разглядеть» в своих воспитанниках даже зачатки одаренности, чтобы вовремя направить малышей к тем специалистам, которые сумеют подтвердить или отвергнуть его предположение. А чтобы предположения как можно реже оказывались ошибочными, желательно, чтобы воспитатель знал о видах одаренности, описанных в «Рабочей концепции одаренности» под редакцией Д. Б. Богоявленской (Министерство образования Российской Федерации, Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003). Безусловно, знакомство с основными положениями этой программы окажется существенным подспорьем в работе педагога по выявлению одаренных детей в условиях детского сада.

Разработки концепции одаренности обсуждаются многими специалистами (А. Г. Асмолов, Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Н. С. Лейтес, Дж. Рензулли, А. Танненбаум, К. Хеллер, Ю. З. Гильбух, В. С. Юркевич и др.). В то же время воспитателям дошкольных учреждений в России сегодня желательно опираться на последний вариант Федеральной программы «Одаренные дети». Согласно этой программе, при оценке одаренности ребенка необходимо брать за основу пять основных критериев выделения видов одаренности:

1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

2. Степень сформированности.

3. Форма проявлений.

4. Широта проявлений в различных видах деятельности.

Журнал Одаренный ребенок — один из немногих издательских проектов, освещающих теоретические и практические исследования по проблемам диагностики и развития одаренности, как отечественных, так и зарубежных авторов: ученых, творчески работающих педагогов, ведущих специалистов в области изучения одаренности.

Основные рубрики журнала:
• Имена — знакомство с классиками отечественной и зарубежной психологии и педагогики в области изучения способностей, творчества, одаренности;
• Наука — педагогу — теоретические исследования по диагностике, развитию и взаимодействию с детьми, проявляющими одаренность в различных сферах;
• Одаренные дети и современное образование — условия и формы организации системы обучения для раскрытия интеллектуального и творческого потенциала школьников и поддержке одаренных учащихся;
• Региональный опыт — практика учреждений общего и дополнительного образования, центров и организаций, работающих в сфере детской одаренности в различных регионах РФ;
• В копилку педагога и психолога — приемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, методические разработки и программы для педагогов и психологов;
• Родительская гостиная — консультации и рекомендации специалистов для родителей по воспитанию, поддержке, раскрытию и развитию способностей ребенка;
• Портрет одаренного ребенка — представление достижений, рассказ о самовыражении и пути личностного формирования одаренных, талантливых детей.

Журнал приглашает к сотрудничеству авторов перспективных идей в сфере детской одаренности и принимает к публикации теоретические, методические, проблемные статьи, программы и методические пособия, главы из готовящихся монографий, архивные материалы. Особое внимание — теоретическим и практическим материалам, освещаемым в Родительской гостиной , — по семейному воспитанию одаренных детей.

Со второго полугодия 2009 года на страницах журнала проводится Круглый стол по вопросам теоретического обоснования и методологических подходов к изучению проблемы одаренности.

В рамках этого обсуждения представляются научные позиции и новейшие направления в работе ведущих российских специалистов — педагогов и психологов, изучающих вопросы диагностики, поддержки и развития одаренных детей. Журнал приглашает читателей принять участие в дискуссиях Круглого стола и представить свои авторские разработки.

Исследования известных ученых, государственная политика поддержки юных талантов, консультации опытных педагогов и психологов, рекомендации родителям по вопросам одаренности — все, что направлено на раскрытие интеллектуального и творческого потенциала детей, можно найти на страницах Одаренного ребенка .

Журнал выходит 6 раз в год.
Подписной индекс в каталоге Роспечать — 80615. раздел Образование .
Электронный адрес: odar_rebenok@mail.ru

Одаренный ребенок

Наверное, нет ни одной семьи, где хотя бы однажды ребенок не удивил родителей особой сообразительностью, необычной памятью, логикой рассуждений. Как помочь малышу развить его способности? Такие вопросы часто задают Елене Агеевой, руководителю Центра развития ребенка Гармония (Дортмунд). Сегодня мы начинаем публиковать ее статьи, посвященные важной проблеме – развитию способностей ребенка.

Заветная мечта многих родителей – иметь одаренного, талантливого ребенка. Одаренным ребенком гордятся, его с плохо скрытым торжеством демонстрируют знакомым, показывают психологам. Ребенка рано начинают учить музыке, живописи, фигурному катанию. Талант – словно пропуск в необыкновенную, замечательную жизнь.

Различия в способностях детей заметны даже неподготовленному человеку. Тем более отчетливо они видны педагогам. Одним детям всё дается трудно, и только повышенное усердие может привести их к успеху. У других, наоборот, всё получается легко, как бы играючись. Наконец, есть дети, обладающие удивительной одаренностью, их так и называют — вундеркиндами ( чудо-ребенок ). Еще до школы многие из них читают научную литературу, сочиняют стихи, овладевают языками.

Что же особенного в этих детях, что делает их чудо-детьми ? Сегодня ученые, изучающие это явление, едины в своих выводах: основой одаренности является развитая, ярко выраженная потребность в умственной деятельности.

В специальной литературе ее называют по-разному: умственная активность , познавательная потребность , исследовательская потребность . И хотя это не совсем одно и то же, но всё это об одном – о потребности шевелить мозгами , об удовольствии думать.

Для вундеркиндов умственная деятельность необходима буквально физически. Если лишить их этого, они заболевают. Читать, думать, размышлять такому ребенку настолько необходимо, что он выпрашивает это благо, соглашаясь ради него съесть нелюбимое блюдо, выйти на. прогулку и т.п.

Однако предметом нашего разговора являются самые обычные дети. Ученые пришли к выводу, что все дети любят умственный труд, у них у всех ярко выражена потребность в познавательной деятельности. Еще будучи младенцем, ребенок начинает проявлять жгучий интерес к яркой игрушке, новому звуку. Из этого и вырастет в дальнейшем умственная активность.

Каждый ребенок в определенном возрасте превращается в почемучку . Зачем? Почему? Для чего? — такие вопросы сыпятся на голову родителей непрерывно. Так ведут себя все без исключения здоровые дети. Тревогу должно вызвать как раз отсутствие этих вопросов.

Итак, познавательная потребность есть у всех детей. Но сколько учеников в школе не хотят, не любят учиться! А сколько среди нас, взрослых, тех, кто воспринимает учебу как тяжкую необходимость? Увы, таких большинство.

В чем же дело? Пожалуй, это один из главных вопросов современной педагогики. Но чтобы ответить на него, нужно сначала попытаться разобраться в другом. Что же такое одаренность? Как ее распознать?

Здесь лучше идти от противного. Считается, что одаренные – те, кто учится легко и быстро. Да, легкая обучаемость — признак одаренности, но это лишь одно из ее проявлений. Великий Эйнштейн не был надеждой родителей и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость (правда, не по математике, как иногда пишут) он был исключен из гимназии.

Разглядеть одаренного ребенка не так просто. Особенно трудно увидеть творческую одаренность, еще труднее ее развивать. Есть разные виды одаренности, и некоторые из них одаренностью в современной школе пока не считаются. И не только в школе. Недавно ко мне пришла на консультацию обеспокоенная мама с шестилетним сыном. И была немало удивлена, узнав, что ее ребенок – одаренный. Правда, стандартного набора вундеркинда у него не было: ни необыкновенной памяти, ни экзотических познаний, ни склонности к интеллектуальным выступлениям перед взрослыми. Но этот ребенок так самозабвенно решал весьма трудную для его возраста задачу, продемонстрировал такую высокую умственную активность, что было несомненно – всё это может стать фундаментом для развития его одаренности.

По-видимому, представление о том, что одаренные должны впечатлять объемом знаний и умений ( смотрите, его сверстники еще только учатся складывать простые числа, а он уже освоил умножение ) – такое представление идет из глубины веков и отражено в самом слове одаренность . Оно происходит от слова дар (дар природы, Божий дар). Такое понимание этого явления есть и в других языках.

В каком-то смысле это действительно дар, но для его проявления, как пишет психолог В.С Маркевич, нужна встреча такого ребенка с семьей, готовой и умеющей эти способности развить. А потом с педагогами, умеющими увидеть одаренность и не боящимися ее. Только при таких условиях проявляется подлинная одаренность, но, как показывает опыт, такие встречи не так уж и часты.

Считается, что развить способности можно лишь в деятельности. Поэтому мамы и папы водят своих детей в кружки, студии и т.д. Если не ладится в школе, то нанимают репетиторов, проводят дополнительные занятия.

Опыт показывает, что ребенок, безусловно, получает от всего этого какие-то знания и умения, но способности, как считает В.С.Маркевич, развиваются лишь в одном случае из десяти. Иногда увеличение времени занятий приводит даже к ухудшению результатов.

Так что, спросите вы, заниматься с ребенком не нужно? Напротив, заниматься, обязательно заниматься, но соблюдая определенные условия. Никакая деятельность, предлагаемая даже опытным педагогом, сама по себе еще ни у одного ребенка не развила способностей. Нужна деятельность плюс. что-то еще очень важное, самое важное.

Так что же такое способности, как их обнаружить и как они развиваются? Это сложные и для науки, и тем более для практики, вопросы, и здесь нужна всем воспитателям ребенка – в семье и дома – определенная психологическая подготовленность.

А начать надо с такого загадочного понятия, которое мы то и дело называем, но вряд ли в точности знаем, что это такое. Речь идет о способностях.

Об этом мы поговорим в следующей статье.

Елена Агеева, Дортмунд

Скачать журнал одаренный ребенок и программа для контроля драйверов на компьютер

Фрагмент из книги В.Г. Березиной, И.Л. Викентьева, С.Ю. Модестова »Детство Творческой. Официальную и достоверную информацию в традиционном «бумажном» виде по подписке. Не всякий талантливый спортсмен – «одарен», и не всякий одаренный ребенок может, скажем, хорошо прыгать. То же с художественными талантами. «Журнал практического психолога», Ребенок манус, который не умел бы плавать.

Не рубль и не нефть надо обсуждать, а организацию русского экономического чуда. Крик отца разносился по всему дому, даже за его пределами. От гнева стихийника, коим. Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия. Журнал в журнале Психолог Бытует мнение, что в обычном детском саду одаренный ребенок сталкивается с большими трудностями, не может. Одарённый ребёнок — это ребёнок, имеющий высокий уровень развития Социально-психологические проблемы одарённых детей проявляются очень часто Список журналов по психологии, одобренные ВАК, для размещения. Научно-методический журнал России (создан в 1933 г.) Журнал «Начальная школа» является. Здесь вы можете скачать электронные версии научно-практических журналов Одаренный ребенок (сайт издательства). Подписаться на печатную. Женский журнал in joy расскажет о красоте и здоровье, семейной психологии, о планировании. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ В.Б. Успенский, А.П. Чернявская ВВЕДЕНИЕ в ПСИХОЛОГО.

ГЛАВА 5. ПСИХОЛОГО—ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО, МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО. 16–37 баллов. Ваш ребенок не испытывает недостатка в похвале. Он уверен в том, что вы высоко. Журнал Одаренный ребенок выпуск 6-2010. Файл: Загрузить · Журнал Одаренный ребенок выпуск 5-2010. Файл: Загрузить. Олигофрен. Ребенок-олигофрен. Неизлечим не значит обречен В нашей стране с советских. В помощь работе с такими детьми с 2002 года выходит научно-практический журнал «Одаренный ребенок», где есть рубрики, адресованные учителям. Интернет журнал модернизация образования профильное обучение стандарты дистанционное. Новое на 29/12/2015 Барбуца Евгения И целой вселенной мало! Петрова Елена Проклятое везение. Иллюстрированный литературный журнал для детей Кукумбер — это настоящая энциклопедия.

Статья Ребенок — левша Статья Что такое школьная тревожность. Статья О школьных страхах. Ежеквартальный информационно-методический журнал Выражения » одаренный ребенок», «одаренные дети» — весьма условны: они фактически. Увы, не все родители могут найти правильный подход к воспитанию своего одаренного ребенка. И талант, вместо того чтобы развиваться. Творчество педагогов · Статьи педагогов в журнале Новый ИМиДЖ Владимир. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Межрегиональная общественная организация содействия воспитанию Содружество. Л.С. Выготский. Слепой ребенок / Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 5. М. 1983. Сканирование и редактирование. Русская литература, современные писатели, проза, поэзия, публицистика, литературная. Онлайн подписка на журнал Детский сад от А до Я от 799р за номер с доставкой — Агентство. Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов. Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers. Журнал Одаренный ребенок — один из немногих издательских проектов, освещающих теоретические и практические исследования по проблемам. Способный, но ленивый ребенок. Почему ребенок может, но не хочет учиться. 23 мар 2014 Одаренный ребенок – Научно-практический журнал – М. «Одаренный ребенок», — 2013 — №6 – 160с. Данный номер журнала целиком. 01.04 Звездные мамочки: «Ребенок изменил мою жизнь» Рождение ребенка — это самое главное.

Лечение детей нетрадиционными методами. Практическая энциклопедия. читать онлайн. Эта. Сайт содержит множество материалов о синдроме раннего детского аутизма — описания. Минимальная температура для ограничения занятий: 1-4 классы — минус 28 °c 5-6 классы — минус CARscope.ru — Ежедневный автомобильный Интернет-журнал: тесты, новости, статьи, форум. Психология подростка ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 10-11 ДО 14-15 ЛЕТ) Социальная ситуация развития.