Воспитание в детском саду

Нужен ли ребенку детский сад?

Существует настолько много противоречивых мнений, убеждений, высказываний на эту тему, что для полного их изучения потребуется, пожалуй, не один день и, может быть, не одна неделя. А потому родителям, которые готовы и водить ребенка в сад, и не водить, но хотят понять, как же все-таки следует поступить правильнее, нужно потратить много времени для полного изучения данного вопроса.

Если же Вы заведомо решили, что будете или, напротив, не хотите водить ребенка в детский сад, то советуем приступить сразу к изучению соответственных аргументов, почему нужно или не стоит отдавать малыша в детское учреждение. Вы в любом случае найдете массу подтверждений в правильности своего решения, каким бы оно ни было. Потому что в действительности детский сад для ребенка может быть как добром, так и злом. И это самое главное, что должна понимать любящая мама.

Однако если Вы хотите принять верное решение, чтобы оно никоим образом не могло навредить малышу, то стоит все же потратить свое время на более глубинное изучение этого вопроса и на ознакомление с разными точками зрения на этот счет.

Ведь времена, когда детей сдавали в сад в обязательном порядке, уже давно канули в лету. Сегодня женщина может оставаться с ребенком в декретном отпуске, по меньшей мере, до 3 лет — это, что касается законодательной стороны медали. А что касается социологической, то уже никто не смотрит криво на маму, которая «сидит дома». Неработающие по многим причинам женщины (и особенно молодые мамы) — совершенно нормальное, естественное явление.

Одним словом, сегодня мы вправе решать сами, нужен ли ребенку детский сад или нет, и особенно — так ли он ему необходим, как это мнение укоренилось в обществе.

Детский сад: водить или не водить

Вроде бы все вокруг согласны, что крайности — это нехорошо, но когда дело доходит до обсуждения какой-то острой проблемы, то придерживаться золотой середины оказывается почти невозможным. Так и с детским садом: есть у него множество противников и поклонников, и середины здесь быть не может: приходится выбирать из двух вариантов — либо не водить, либо водить (путь и ненадолго).

Аргументы «за» детский сад

Ах, как много в сети гуляет повествований о том, как по-разному мамы воспитывают своих детей! Одни не удосуживаются даже встать утром, когда малыш проснулся, а другие с головой окунаются в заботу о ребенке, порой по несколько дней кряду не имея свободной минутки хотя бы причесаться.

А ведь что интересно: правыми могут оказаться и те, и другие. И если Вы решили отправить дите в детский сад или рассматриваете вариант воспитания его дома, по крайней мере, до достижения им школьного возраста, то Ваше решение в каждом отдельном случае может также оказаться верным или ошибочным.

Чтобы избежать ошибок, нужно хорошенечко все обдумать и проанализировать. Давайте начнем из аргументов «за» детский сад, которые высказывают педагоги, психологи и простые родители:

  1. Ребенок должен пройти «социализацию». Даже если он не посещал детский сад, то незадолго до отправления в школу рекомендуется все же хотя бы на непродолжительное время поводить его в садиковскую группу — на несколько часов каждый день.
  2. В каждом ребенке природой заложено чувство общественности: он хочет играть с другими детьми, находиться среди сверстников, делать что-то вместе с ними, командой. И детский сад для этого подходит, как нельзя лучше.
  3. Малыш в детском саду будет регулярно играть и общаться с другими детьми, заведет себе новых друзей, будет учиться и развиваться.
  4. Жилищные условия далеко не всех семей позволяют крохе играть и резвиться, заниматься спортом или творчеством дома. А в детсаду — это обязательная составляющая режима.
  5. Пребывание ребенка в детском саду — естественный шаг к развитию у него самостоятельности, чему дома научить очень и очень сложно. Дети ловко манипулируют взрослыми и моментально разучиваются есть и засыпать самостоятельно, как только в гости издалека приезжает бабушка.
  6. В садике кроха дисциплинируется, а дома позволяет себе не слушаться. Нередки случаи, когда малыш в саду «и ест лучше, и спит днем — а дома не заставишь!».
  7. В садике есть строгий режим — сна, отдыха, приемов пищи. Даже если Вам удалось наладить свой режим дома, соблюдать его получается далеко не всегда: то на рынке задержались, то подругу встретили на прогулке, то в гости кто-то зашел.
  8. Многим одиноким (да и не только) мамам приходится выходить на работу вскоре после родов, чтобы обеспечивать себя и ребенка. И садик бывает единственным способом «пристроить» кроху на рабочее время, ведь найти хорошо оплачиваемую работу на дому удается немногим.

Детский сад обязательно должен быть комфортным для ребенка и в некотором роде даже напоминать семью, где роль матери на себя берет воспитательница: любящая, понимающая и готова всегда прийти на помощь. Эх, так бы в каждом саду…

Аргументы «против» детского сада

Согласитесь, многие аргументы «за» детский сад можно найти убедительными и рациональными. Но не спешите с выводами. Возможно, доводы «против» будут для Вас более убедительными:

  1. Опять социализация. В семье она проходит более гладко и гармонично, а очень часто даже более «правильно». Ведь семья для малыша — это его первое общество, которое прочно связано с обществом «большим», а потому ребенок наблюдает, как ведут себя взрослые и другие дети и переносит эти модели поведения в социум.
  2. Традиция водить детишек в сад — это негативное последствие когда-то созданной системы. Даже если мама может оставаться с малышом дома, даже если он получает из-за этого огромный стресс, засыпая и просыпаясь со слезами на глазах, мы все равно ведем его в сад, потому что «так делают все», а еще это очень удобно.
  3. Режим, предлагаемый в детском садике, почти всегда не совпадает с биологическими ритмами каждого отдельно взятого детского организма. А дома у малыша есть возможность жить согласно своему собственному режиму, который ему комфортен и не приносит вреда. Биологический режим всегда вариативный, то есть допускает небольшие изменения и поправки, поскольку зависит от целого множества разнообразных факторов (состояния здоровья, настроения, погоды и пр.).
  4. Относительно самостоятельности, то она как раз и становится дома, причем естественным путем. Потому что ребенок не подчиняется обязательным правилам, очень часто не принимаемым и не понимаемым им. Он вправе решать, когда ему проснуться и лечь спать, во что играть и чем заниматься, идти ли гулять на улицу именно в это время, что ему есть и есть ли вообще. Конечно, если Вы ему это позволите. В садике же он вынужден подчиняться, а не принимать решения.
  5. Разлука малыша 2-3 лет с родителями – это огромный стресс для него, оказывающий негативное воздействие и ни психическое, и на физическое здоровье. Именно в этот период у крохи формируется доверие к внешнему миру. Отлучение малыша от мамы — это большое испытание для него. Ребенок нуждается в эмоциональной защищенности, в маминой любви, тепле и ласке, особенно в условиях новой чужой незнакомой для него обстановки. А поскольку детей в группе очень много, воспитатель не может взять на себя эти функции в каждом отдельном случае — нужно распределять свое внимание на всех.
  6. Некоторые дети устают от большого количества людей, шума, скученности. Они хотят побыть наедине, отдохнуть, расслабиться, заняться любимым делом, а не тем, чем приказано. И это тоже травмирует их психику и уязвляет физическое здоровье. Неудивительно, что малыш начинает постоянно болеть: чем он младше, тем крепче связь между его эмоциональной сферой и уровнем иммунитета.
  7. Требование и вынуждение есть «по часам» порождает проблемы с желудочно-кишечным трактом и нервной системой садиковского ребенка.
  8. Малыш, пришедший в детский коллектив, всегда начинает болеть: кто чаще, кто реже, но некий адаптационный период проходят все — детский иммунитет неизбежно снижается на какой-то период. Даже «несадиковские» дети болеют вирусными и инфекционными заболеваниями, и в это время мама обязана находиться рядом и лечить дитя.
  9. Столкнувшийся с непривычным для него поведением других детей (наглостью, драчунством, агрессией, обманом и пр.) ребенок садиковского возраста не в состоянии объективно оценить ситуацию и повести себя осмысленно, осознанно. В итоге он либо поддается более сильному, привыкая к такому порядку вещей и воспринимая его как должное, либо переходит на сторону «плохого» и перенимает его плохую манеру поведения.
  10. Ребенок должен общаться с детьми разного возраста, чтобы развиваться гармонично и естественно. Среди прочего, это учит оценивать прошлое и прогнозировать будущее.
  11. До семи лет ребенок строит в своем представлении модель семьи. А поскольку он целый день пребывает в детском саду, то, возможно, он поймет, какие правила и законы действуют в коллективе, но семейные ценности, традиции и взаимоотношения для него останутся невспаханной целиной, которую он пронесет через всю взрослую жизнь и которая потом станет реальным препятствием в построении собственной семьи.
  12. Современные сады придерживаются подчиняющей модели отношений между взрослыми и детьми. А потому, немного подрастая, не научившийся сотрудничать с взрослыми, обсуждать вопросы на равных и достигать соглашений, ребенок начинает бунтовать против «рабства» или забивается в себе, заведомо принимая свою «неполноценность».
  13. Ребенка в садике учат «быть, как все», подражать друг другу, в то время как очень важно развивать в нем индивидуальность, причем гармоничную, самодостаточную, свободную. «Садиковских» деток гребут под одну гребенку и воспитывают в стереотипах. Для ребенка более значимым становится, что подумают другие, а не что чувствует он сам.
  14. Все дети — разные по темпераменту. Что холерик уже сделал, то флегматик только еще планирует, а в саду первые вынуждены ждать, вторых бесконечно торопят… Отсюда выплывают комплексы, неуверенность в себе, «синдром неудачника», неумение планировать и правильно распоряжаться своим временем и прочие последствия.
  15. Мы не можем быть на сто процентов уверены даже в самой лучшей воспитательнице! А работать с несколькими десятками совершенно разных, но одинаковых по возрасту детей невозможно без психических расстройств и нарушений в итоге. Что уж говорить о том, что многие идут в воспитательство никак не по призванию…
  16. Ребенок, воспитывающийся дома, вырастает более добрым, понимающим, открытым, спокойным, уравновешенным, уверенным в себе и (удивительно) более воспитанным!

А вообще все преимущества домашнего воспитания можно вместить в одну фразу: даже самая ленивая и злая мама для ребенка лучше, чем добрая воспитательница.

Какими же мамами быть, решать именно нам, а не детям. Более того: мы отдаем несколько лет совместной жизни с собственным ребенком чужим тетям, которым он вовсе не нужен. И еще: гармоничность, полноценность, успех ребенка почти всецело зависит от того, насколько он любим и принимаем (таким, как он есть) в собственной семье.

Безусловно, это далеко не весь перечень преимуществ и недостатков посещения ребенком детского сада. И, несомненно, Вы не обязаны разделять всех пунктов. Но кое-какие выводы из них сделать можно.

Детский сад — для ребенка?

А теперь давайте признаемся себе честно: может ли ребенок, посещаемый детсад, оставаться горячо и нежно любимым своими родителями и наоборот, не ущемленным в их внимании и не обделенным совместным времяпрепровождением? А может ли ребенок, воспитывающийся дома, развиваться гармонично, расти общительным и сдержанным, демонстрировать самостоятельность и терпеливость по отношению к другим, быть дисциплинированным и так далее?

Безусловно! Точно так же, как остающийся дома малыш может не дополучать родительского внимания и любви, а посещающий детское учреждение ребенок — оставаться избалованным и неуправляемым. Собственно, этого достаточно для принятия решения, но мы хотим отметить еще кое-что.

Мама — это, несомненно, в первую очередь человек. Мама имеет право на личное счастье. И любая мама будет счастлива, если счастливым будет ее ребенок. Но часто именно его мы и забываем спросить, чего ОН хочет.

Для одних мам счастье — это также право на личное пространство, на собственные увлечения, на свободное время, карьерный рост и просто минутки одиночества, когда она может посвятить свои мысли себе или ничего не делать (не всем мамам нравиться печь пряники и вышивать салфетки).

Для других — это никем не оцененная жертвенность, право думать и рассказывать всем вокруг, чем мама жертвует ради своего ребенка, какую высокую плату платит и что она отказывается от возможности зарабатывать деньги в пользу ухода за ребенком и его развития! И, между прочим, многие психологи считают подобные «извращения» уж точно не меньшим проявлением эгоизма, чем стремление к собственной жизни, свободной от готовки, уборки и ежедневных поделок творческих работ.

А ведь главное, в конце концов, чтобы все остались удовлетворенными. Если малыш страдает от посещения детского сада, а мама всем своим существом стремиться как можно больше и дольше проводить с ним время, то почему бы и нет? Если ребенок с радостью ходит в сад и с нетерпением ждет окончания каникул или скорейшего выздоровления, чтобы отправиться в любимый садик, а мама получает удовольствие от общения с другими людьми, выполнения любимой работы, занятий своими хобби, то почему бы и нет?

Конечно, было бы лучше, если бы система дошкольного образования претерпела бы некоторые изменения. Ведь правила в садах для современных детишек 2-3 лет не очень подходят. А вот ребенок лет пяти смог бы чувствовать себя в садике более или менее уверенно и комфортно. Но вот проблема: устроить его в сад в таком возрасте уже нереально, потому что все места в группе давно заняты. А потому и приходится выбирать (тем, кто может себе позволить выбирать): либо отдавать ребенка в детсад в возрасте около трех лет, либо не отдавать вовсе…

Найдите такой алгоритм решения уравнения «необходим ли ребенку детский сад?», чтобы было хорошо всем! Но, безусловно, интересы ребенка всегда должны оставаться превыше всего. И будьте счастливы!

Все родители переживают за своих детей. Взрослых постоянно атакует множество вопросов по воспитанию, здоровью и обеспечению подрастающего поколения. Если вы родитель, наши советы по воспитанию детей придутся вам кстати!

Эта статья поможет разрешить ряд противоречий, прояснить спорные моменты в воспитании. Мы собрали для вас 38 наиболее остростоящих перед родителями вопросов и дали на них ответы. Благодаря им, вы сможете выработать свою собственную стратегию воспитания детей!

Очередная уникальная статья от mentalsky.ru! Садитесь поудобнее, читаем;)

Основные вопросы воспитания и развития детей, которыми задаются родители

Если не найдете свои тревоги и вопросы в этом списке, то пишите их в комментариях! Понеслась! Советы по воспитанию детей!

1. “Моему сыну 4 года, он является истинным рецидивистом. Если я запрещаю ему что-либо делать, он упрямится и, наоборот, делает это снова и снова!”

Ваш сын проверяет ваши границы: “Могу ли я заставить маму сходить с ума?” Это борьба за власть, которая, однако, относится к нормальному развитию.

Ваш единственный выход: как можно спокойнее реагировать на провокационное поведение, не поддаваться эмоциям и не менять свои решения. Если ребенок осознает, что может обладать властью вызывать в вас бурю эмоций, то он будет проделывать такие трюки из раза в раз.

2. “Моя дочь в присутствии моих родителей часто спорит со мной, при этом бабушка и дедушка всегда ее поддерживают и доказывают ее правоту!”

В подавляющем большинстве случаев дедушки и бабушки не хотят воспитывать внуков, а потому автоматически ставят себя на их сторону.

Ссора с дочерью перед бабушкой и дедушкой не принесет вам ничего: у ребенка всегда есть звездные свидетели. Отложите тему и дождитесь возможности поговорить с дочерью конфиденциально.

«Опасно путать детей с ангелами»

Дэвид Файф

3. “Что мои дети должны есть в школе? И должны ли дети питаться в школе вообще?”

Часто в школах детей кормят всякой дрянью. Советуем вам лично убедится в том, что ваш ребенок есть в школьной столовой.

Если еда для ребенка, предлагаемая школой, вас не устраивает, то всегда можно отправить с собой: цельнозерновой хлеб с сыром, свежие фрукты или овощи, а также обезжиренные молочные продукты, например, постный йогурт.

Также убедитесь, что ваши дети пьют достаточно в течение дня: дайте им минеральную воду, несладкий чай или фруктовый сок.

4. “Нужно ли мыть фрукты и овощи перед тем, как давать детям?”

Конечно, нужно.

Чтобы получить “чистые” фрукты или овощи, тщательно промойте, протрите тряпкой и, если необходимо, отпарьте их.

Чистить фрукты и некоторые овощи не нужно, потому что витамины, минералы и полезные волокна находятся в оболочке и под ней.

5. “Мои дети (8 и 9 лет) любят ооочень толстым слоем мазать ореховую нугу на хлеб. Разве это не вредно?”

Вредно. Тем более, учитывая состав современных ореховых паст.

Для полноценного питания действительно необходимы жирные кислоты, которые содержатся в том числе и в орехах. Однако, фирмы-производители подобных изделий редко заботятся о здоровье своих потребителей больше, чем о вкусе продукта. Поэтому не поленитесь побаловать своих сладкоежек — приготовьте ореховую пасту дома.

На сегодняшний день есть множество рецептов полезных сладостей, от которых детей за уши не оттянешь. К тому же, нет ничего лучше домашней еды, приготовленной с любовью и заботой о тех, кто будет ее есть.

Вопросы правильного и здорового питания — это задачи семейного воспитания детей.

6. “Я хотел бы чтобы дети стали вегетарианцами. Это не вредно?”

Наоборот, полезно. В мясе безумное количество всякого г.

Если вы кормите своего ребенка пищей без мяса, то обратите внимание на достаточный запас железа. Оно содержится в цельных зерновых злаках, шпинате и другой темно-зеленой листовой зелени, в бобовых.

В сочетании с богатыми витаминами C фруктами и овощами организм особенно хорошо впитывает железо.

Вегетарианское питание способствует улучшению здоровья, повышению иммунитета, лучшей концентрации внимания, нормализации веса. Главное, о чем вам следует помнить: позаботьтесь о разнообразии рациона и его “здоровости”. Замена мяса на макароны, чипсы, булки вместо цельных, свежих продуктов вряд ли приведет к желаемому результату.

7. “Наша дочь (6 лет) хочет пить какао. Какао вредно для ребенка?”

Да, вредно, — напитки с кофеином не предназначены для маленьких детей. Большое количество этого напитка может вызвать беспокойство, учащенное сердцебиение и нарушения сна. Это касается какао, а также кофе, черного чая и колы, содержащей кофеин.

Утром вы можете дать своей дочери, например, травяной чай, соответствующий возрасту или смузи из фруктов и йогурта (большинство детей в восторге от них).

«Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком: он лишь маленький беззащитный взрослый»

Жильбер Сесброн

Также есть полезный заменитель чая и кофе — цикорий. Его можно употреблять детям с трех лет при отсутствии повышенной чувствительности, а чтобы напиток походил на какао, вы можете добавить в него молоко и кэроб на кончике чайной ложки.

Кстати, взрослых чрезмерное потребление напитков с кофеином тоже до добра не доведет.

8. “Мой ребенок не ест фрукты и овощи. Как его приучить?”

Возможно, сработает, если вы предложите сырые овощи и фрукты в ломтиках — огурец, морковь, перец, яблоко. Также может помочь необычная нарезка и сервировка. Возможно, вы удивитесь, но из еды можно делать целые картины или сцены из любимых мультиков на тарелке. У вашего ребенка возникнет новый вкус к фруктам и овощам.

Также можете попробовать кусочки фруктов в форме чипсов.

9. “Наш сын ест мало утром перед школой. Разве он останется сытым?”

Если у вашего ребенка утром нет аппетита, не давите на него большими порциями. Перед школой достаточно стакана молока, возможно, хлеба с маслом, свежих фруктов.

10. “Являются ли органические продукты действительно здоровыми?”

Да, если продукты имеют отметку “organic”, то это означает, что земля, на которой они выросли не напичкана химическими и минеральными удобрениями — только старый добрый навоз.

Кроме того, покупая такие продукты вы поддерживаете экологичное сельское хозяйство, тем самым защищаете окружающую среду.

Обеденное время — единственное время суток, когда дети решительно отказываются есть.

Фрин Лебовии

11. “Мой ребенок не хочет жевать во время еды. что мне делать?”

При проглатывании больше куски пищи поступают в желудок до того, как центр мозга, отвечающий за сытость активизируется. Поэтому, чем хуже мы жуем, тем большим количеством еды насыщаемся.

Поэтому нужно тщательно пережевывать пищу. Потратьте время, ешьте вместе за одним столом и будьте хорошим примером – объясните, как нужно есть правильно.

Помните, все дети любят игры. Предложите ему посоревноваться, кто больше раз прожует свою еду. Это может выглядеть глупо, но цели вы добьетесь, и через какое-то время тщательное пережевывание пищи войдет в привычку вашего ребенка. Воспитание и обучение детей в игре — лучшее, что могут сделать родители.

12. “Наша дочь постоянно включает музыку или телевизор на всю громкость. Может ли это повредить ее слух?”

Да, постоянное воздействие слишком громких звуков может негативно сказаться, как на слухе физиологически, так и на способности воспринимать информацию на слух.

Если, то, что она слушает и смотрит настолько увлекательно, что она забывает обо всем вокруг, а также не обращает внимания на громкость — тогда достаточно спокойного разговора.

Также у ребенка могут быть проблемы со слухом. Вы должны обязательно провести для нее тест на слух у доктора.

13. “У моей дочери есть сенная лихорадка. Можно ли вылечить ребенка?”

Можно и нужно. Рекомендуется лечение с шестилетнего возраста, и оно имеет тот же показатель успеха, что и у взрослых. Обратитесь к врачу.

14. “Как приучить ребенка чистить зубы?”

Очень полезны специальные игрушки, с ними чистка зубов происходит в более расслабленном состоянии.

Пусть ваш ребенок сам выберет себе пасту и щетку — это тоже поможет.

Также, помните, личный пример — главное в воспитании детей. Ребенку следует видеть, как вы умываетесь и, в частности, чистите зубы. Многие дела интереснее делать за компанию с родителями.

15. “Наша дочь засыпает при включенном свете. разве можно ребенку спать при свете?”

Спать можно как угодно, но яркий свет действительно мешает. Дети спят глубже и дольше в темноте.

Затемняйте комнату вашего ребенка поэтапно. Сначала пусть работает прикроватный светильник, через неделю оставьте только ночной свет.

16. “Наш семилетний сын грызет ногти. как мы можем остановить это?”

Он привык к этому, потому что это средство снижения напряженности.

Достаточно одного ребенка, чтобы заполнить весь дом и двор.

Марк Твен

Вместо того, чтобы давить на него, вам лучше попробовать отвлекающие маневры, предложив ему интересные игрушки, для которых ему нужны обе руки.

Если это не поможет, попробуйте обратиться к толковому детскому психологу, он поможет выяснить причину напряжения, которое ребенок пытается компенсировать таким методом. Как только устраните причину, следствие отвалится само собой.

Также, возможно, ребенок просто берет пример с вас. Догадываетесь, что нужно сделать?

17. “Наш ребенок боится монстров в темное время суток. Как мы можем ему помочь?”

Ночные страхи совершенно нормальны в детском возрасте, а монстры — типичные фигуры фантазии ребенка. Это просто способ, которым дети справляются с впечатлениями дня.

Часто воображаемая борьба с монстрами помогает заснуть — преследуйте монстров вместе с вашим ребенком.

18. “В возрасте трех лет наш ребенок сосет большой палец. Как быть?”

Облизывание большого пальца — это нормальное явление в этом возрасте. Большой палец действует как постоянно доступная утешительная помощь, когда дети встревожены, грустны или устали.

Если ваш ребенок сосет палец в течение дня, вам следует осторожно вытащить его изо рта и обнять ребенка — так он поймет, что он в безопасности.

19. “Мы с женой носим очки — мы должны пойти к офтальмологу с нашим маленьким сыном? Стоит бояться за его зрение?”

В возрасте трех лет, когда зрение ребенка полностью развилось, проверка у офтальмолога имеет смысл. Особенно для детей, чьи родители носят очки: для них вероятность дефектного зрения увеличивается.

20. “Спорт не вдохновляет нашего сына, вместо этого он сидит перед компьютером. Как мы можем мотивировать его на большее?”

Сначала вы должны найти причину. Может быть, ваш сын хотел бы заниматься спортом, но у него есть страх не быть принятым в группе или секции.

Если у него есть друг, который занимается спортом, это будет идеальным решением проблемы, чтобы привлечь его к регулярным занятиям: пусть ходят вместе. Но ребенок может заниматься и с вами: играть в мяч или вместе ходить в бассейн.

21. “Мой сын (5 лет) хочет пойти в кино, потому что его друг уже был там”

Это не запрещено. Но только на фильмы, имеющие возрастной рейтинг «от 0».

Также вы должны заранее узнать все о фильме, на который идет ваш ребенок. Только вы несете ответственность за то, что показать/разрешить вашему ребенку, и с последствиями влияния мультиков, фильмов, компьютерных игр справляться предстоит тоже вам.

Кроме того, обязательно сопровождайте своих детей при первых посещениях кино, и в случаях необходимости не стесняйтесь выходить из кинозала вместе с ребенком, если в сценах фильма присутствует жестокость. Иначе вас ожидают проблемы воспитания и развития ребенка.

22. “Наша двенадцатилетняя дочь сильно привязана к своей подруге”

Нет причин для беспокойства: такая интенсивная дружба вполне нормальна в период до полового созревания.

То, что делает лучший друг, может делать только он, а именно являться доверенным лицом, утешителем, советником . Вы должны поощрять свою дочь, чтобы она продолжала развивать дружбу.

Учите своих детей дружить, в этом будет их величие.

23. “Что делать, если ребенок хочет телефон?»

Сотовые телефоны широко распространены даже среди детей младшего возраста. Исключение создаст ненужные конфликты.

Вы можете эффективно снизить затраты, выбрав недорогую модель.

Все про зависимость от интернета!

Пусть ребенок постоянно будет на связи, а вот лишние навороты в телефоне ему пока не нужны.

24. “Лучший друг нашего сына уезжает жить в другой город. Как мы можем облегчить предстоящую разлуку?”

Если есть возможность, пусть ваш сын посещает своего друга по новому месту жительства. Также, они могут поддерживать связь по скайпу.

Но это всего лишь полумеры, лучшего друга они не заменят. Вам нужно сблизиться с ребенком в этот момент, пусть он почувствует поддержку от вас: чаще общайтесь, гуляйте на природе, играйте.

«Каждый ребенок в какой-то мере гений, и каждый гений в какой-то мере ребенок»

Артур Шопенгауэр

25. “Наш десятилетний сын подрался с другим ребенком»

Не обвиняйте его: поговорите с ним и выясните причину драки. Если ваш сын не прав, то спокойно объясните ему это, при этом всегда будьте на его стороне. Это воспитание личностных качеств ребенка.

Также помните, что мальчики с ранних лет учатся стоять за себя и защищать младших, поэтому стычки со сверстниками в таком возрасте неизбежны.

Конечно, дисциплина в воспитании детей крайне важна, но не перегибайте палку.

26. “Наш четырехлетний ребенок не делится игрушками. Когда в гости приходят друзья, это создает проблемы”

Вам нужно заранее обсудить с ребенком, что в гости придут его друзья и тоже захотят поиграть с игрушками. Вы сами можете поиграть с ним в этот момент, прося дать ту или иную игрушку, потом обязательно возвращая.

Если между вами и ребенком есть доверительные отношения, в спокойном разговоре вы можете выяснить, какие страхи кроются за нежеланием делиться. Возможно, он боится, что кто-то из приятелей заберет его игрушки насовсем или поломает их. Тогда вы можете договориться, что какие-то самые любимые и ценные для него игрушки вы уберете в шкаф и не будете доставать, пока другие дети не разойдутся по домам, а остальными он поделится.

«Без детей нельзя было бы так любить человечество»

Федор Михайлович Достоевский

Заверьте его, что вы лично будете следить за тем, чтобы никто из друзей случайно не унес игрушки с собой. Для него это очень важно. А ваша поддержка — это гарант безопасности. Так ему будет намного проще сделать столь непростой для себя шаг — перебороть страх потери того, что любишь.

Также причина может быть в том, что он не чувствует игрушки до конца своими, если, например, у него есть брат или сестра, с которыми он вынужден делиться или ему приходится под напором взрослых дома или в детском саду постоянно отдавать кому-то то, чем он сейчас увлечен.

Даже взрослый человек не может искренне поделиться тем, что не считает до конца своим.

27. “Моя дочь (5 лет) хочет остаться дома одна, когда я иду в магазин. Могу я позволить ей это?”

Пятилетнего ребенка нельзя оставлять дома одного на продолжительное время. Лучше потратьте несколько минут, чтобы уговорить вашу дочь сходить с вами. Это сбережет вам кучу нервов и избавит от возможных неприятностей.

28. “Я волнуюсь, потому что мой двенадцатилетний сын стал частью неизвестной мне компании друзей”

Присоединение к группе — необходимый этап развития подростка: в группе дети учатся социальному поведению и часто развивают больше мужества и уверенности в себе, чем индивидуально.

Вы должны вмешаться, только если вы видите, что ваш сын начинает проявляет склонность к недисциплинированному поведению. В этом случае, поговорите с ним, разберитесь, что его привлекает в компании новых друзей? Может ему чего-то не хватает, и он пытается компенсировать это таким общением?

29. “Наш восьмилетний сын находит всех девушек глупыми. Станет ли он мачо?”

Нет — его поведение вполне нормально. В этом возрасте мальчики четко определяют свой пол и ищут образцы для подражания среди мужчин.

Даже во время игр девочки и мальчики этого возраста не собираются вместе.

Мальчику в 8 лет нужно и важно почувствовать мужской принцип. В это время, как никогда, важна роль мужчины в воспитании ребенка.

30. “Моя дочь (8 лет) учится играть на скрипке, играет в волейбол и теперь хочет пойти учиться балетным танцам. Это много?”

Это определенно много, тем более, она также должна еще и учиться в школе. Ваша задача — понять, что нравится вашей дочери, к чему ее тянет. После этого вместе отбросьте все ненужное, сделайте упор на том, что нравится ребенку больше всего.

Разговаривайте с дочерью. Может у нее уже давно пропал стартовый энтузиазм, и она продолжает ходить на секции, только потому что вы этого хотите?

Не заставляйте ее посещать какие-то кружки, к которым она остыла, до победного результата (получения диплома/спортивного разряда), это не только не сохранит мотивацию заниматься, но и разовьет отвращение к конкретному занятию.

32. “Наш сын никогда не встречается с друзьями, его не приглашают на дни рождения — наш сын одиночка. Как мы можем ему помочь?”

Вашему сыну нужны друзья для социального развития. Поэтому, поощряйте его приглашать одноклассников домой.

Выясните, что нравится вашему сыну и вместе подберите подходящую секцию. Выбор огромен, от регби до балета. В секции ребенок найдет себе компанию по интересам.

«Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст»

Виктор Мари Гюго

33. “Лучшая подруга нашей дочери теперь играет с другими. как мы можем помочь ей в этой ситуации?”

Когда дружба прекращается, то это может вызывать сильные чувства: от печали до гнева.

Пусть ребенок выразит то, что чувствует. Помогите ему в этом. Можете рассказать ему свой опыт проживания подобных ситуаций.

В любом случае, ребенок должен чувствовать, что вы его любите и принимаете, тогда ошибки в воспитании детей обойдут вас стороной.

34. “Наш десятилетний сын больше не хочет ехать на семейные прогулки. Что мы можем сделать?”

Не обещайте ничего, не угрожайте. В этом возрасте ребенок пытается как-то отличиться от своих родителей, это нормально. Он же не ваша собственность и тоже имеет право выражать свое мнение.

В настоящий момент его друзья важнее для него, и, по-видимому, он слишком смущен, чтобы быть близко к отцу и матери.

Будьте топ-родителями для своего ребенка, все остальное мелочи.

«Ничто не удивляет, когда удивляет все: такова особенность ребенка»

Антуан Ривароль

35. “Мы обеспокоены тем, что друг нашего сына подстрекает его на странные поступки. Можем ли мы просто запретить это?”

Прежде всего, поговорите со всеми участниками: сначала с сыном, потом с его другом и, возможно, с его родителями. Родители могут не знать, что делает их ребенок. Вместе вы сможете решить вопрос.

Но если у вас создается впечатление, что в этой дружбе ваш сын постоянно уступает, что друг его вынуждает к чему-то, тогда запрет на контакт имеет смысл.

36. “Наша дочь (6 лет) часто меняет своих друзей. Это нормально?”

Это не редкость для дружеских отношений в дошкольном возрасте. Длительные отношения постепенно начинают развиваться как раз с шести лет.

Тем не менее вы должны иногда спрашивать свою дочь, почему она больше не любит играть со своим старым другом.

37. “Наш восьмилетний сын предпочитает играть с младшими детьми, чем со своими сверстниками. Это хорошо для него?”

Иногда дети чувствуют в сверстниках конкурентов, поэтому общаются с более младшими ребятами. В этом нет ничего страшного.

Но, если вы хотите повысить процент общения со сверстниками, вместе с сыном подберите для него подходящую секцию. Например, можно ходить на футбол, там детей делят как раз по возрастному принципу.

38. “Наш сын становится настоящим шоуменом. Как мы можем противодействовать этому?”

Такое поведение обычно является признаком неопределенности: сын ищет свою роль.

Многое зависит от возраста ребенка и количества детей в семье, а также времени, уделяемого персонально каждым из родителей каждому ребенку. Если он дошкольник/младший школьник, возможно, ему просто не хватает качественного времени, проведенного с вами.

Как проучить малыша

— Мой ребенок (два с половиной года) часто спорит со мной или игнорирует, не реагирует на просьбы и уговоры. Иногда мне не хватает терпения, и я наказываю его ремнем. Мне бы очень хотелось уйти от этого. Но я не знаю, как…

— На этот вопрос мне трудно ответить, потому что я считаю, что наказания — это признак родительского бессилия, невозможность быть авторитетным. Почему же дети должны быть за это наказаны?

Я считаю, что ребенок может и должен учиться нести ответственность за свои ошибки и промахи (мы можем учить ребенка их анализировать, исправлять, возмещать ущерб, если он кому-то нанесен). Важно также уметь ставить границы, говорить «стоп», договариваться. Не получается? Это сложность родителя.

Советую вам походить к психологу и с его помощью разобраться: как так получается, что вы — взрослая женщина не может управиться с малышом.

Под этой невозможностью часто лежат последствия собственного детства и прошлых моделей воспитания самой мамы. Наказание — это роспись в невозможности взять родительскую власть, перенос родительской ответственности на ребенка. В редких случаях такое непослушание — это психиатрические нарушения, тогда малыша стоит показать психиатру.

Когда малыш дерется

— Сыну 2 года. Стоит только сказать то, что ему не нравится или он не хочет выполнять (например, прошу убрать за собой игрушки), ребенок сразу бросается в драку. Сначала ничего страшного в этом не видела (началось это несколько месяцев назад), сейчас стала воспитывать (где по попке шлепну, где нахмурюсь на него), но он не уступает мне: я его по попе — он мне игрушкой, я голос повышу, а он сбегает швабру возьмет и на меня замахивается… Сейчас пошли в сад, в воспитателей, когда те строжатся, сын тычет пальцем. Как усмирить пыл? И стоит ли вообще успокаивать, или нужно принять такое поведения и понять, что он просто не дает себя в обиду?

— Я против того, чтобы «лечить» насилие насилием. Одно дело — эмоционально показывать ребенку, что вы недовольны тем, как он поступает, другое — шлепать его. Вы показываете сыну модель: что вы делаете, когда кто-то не повинуется. И он вас «слушается», и перенимает ее: когда ребенку не повинуетесь вы или воспитатели, он делает тоже самое — готов вам физически ответить.

Важно не причинять насилие в ответ, а останавливать ставить ему границу, говорить: «Я не разрешаю тебе себя бить!» «Меня быть нельзя!». И, если он все же попытается это сделать, останавливать физически — держать за руки. Ваша задача — показать, что вы готовы останавливать его насилие. А не отвечать тем же.

Каприз или испуг

— Моя дочь (сейчас ей шесть с половиной лет) пережила травму — ее укусила собака в лицо. Было сделано несколько операций под общим наркозом с периодичностью в несколько лет (с 3-х до 5-ти лет). Одно время дочь боялась темноты, потому что была напугана в темном помещении. Какой-то период отказывалась идти в туалет из страха. Может ли все это стать причиной того, что до сих пор не удается приучить ребенка ночью самой ходить в туалет? Стараюсь поднимать её в одно и тоже время и водить. Бывает, что дочь сама поднимается и бежит в туалет, но иногда писается в постель…

— Энурез часто является последствие избыточного напряжения ребенка днем, тогда ночью сон может быть очень глубоким и пропускаются позывы в туалет.

Часто это связано с какой-то семейной проблемой, но какой именно — это требует исследования, потому что дети часто своими симптомами проявляют какую-то сложность в семейной системе.

В любом случае, ребенок, который капризничает или не может справиться с самоконтролем, да еще и получивший такие серьезные психотравмы, должен получать помощь у психолога. У девочки может не быть расстройств (психиатрических), но психологические проблемы, очевидно, есть, и с ними стоило бы разобраться.