Задания для развития мелкой моторики у дошкольников

Пальчиковые игры учебно-методический материал на тему

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОРОКА- СОРОКА.

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры.

Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:

Сорока –сорока

Кашу варила,

Деток кормила. Воспитатель загибает пальчики ребенка:

Этому дала, мизинец,

Этому дала, безымянный,

Этому дала, средний,

Этому дала, указательный,

Этому дала. большой.

ЛАДУШКИ – ЛАДУШКИ.

Цель: формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений.

Ход игры.

Воспитатель хлопает своей ладонью по ладошке ребенка, сопровождая собственные действия стихотворным текстом, побуждая малыша к ответным действиям.

Ладушки – ладушки!

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

ЭТОТ ПАЛЬЧИК – БАБУШКА.

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры.

Воспитатель загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами:

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

ЭТОТ ПАЛЬЧИК ХОЧЕТ СПАТЬ.

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры.

Воспитатель загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот паличик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

ТУК – ТУК – Я СТУЧУ.

Цель: развивать моторику руки.

Ход игры.

Воспитатель читает стихотворный текст, побуждая ребенка удерживать руку в кулачке. Отстукивает кулачком малыша по поверхности стола каждое слово потешки:

Тук – тук – я стучу,

Новый столик сколочу.

ВЕСЕЛЫЕ МАЛЯРЫ.

Цель: развиать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

Ход игры.

Ребенок имитирует движения кистями обеих рук в направлении вверх- вниз, слева- направо (локти на уровне груди) под чтение педагогом двустишия:

Мы покрасим этот дом,

Жить Ванюша будет в нем.

ПОВАР.

Цель: развивать моторику обеих рук.

Ход игры.

Ребенок выполняет круговые движения кистью по часовой стрелке и против нее в сопровождении стихотворного текста, произносимого воспитателем:

Варим, варим, варим щи.

Щи у Вовы хороши!

КОЛОБОК

Цель: развивать моторику рук.

Ход игры.

Ребенок выполняет движения, сопровождаемые стихотворным текстом, который произносит воспитатель:

Кулачок- как колобок.

Мы сожмем его разок.

Одна рука сжата в кулак- «колобок», другой ребенок поглаживает кулачок, несколько раз сжимает его рукой, затем положение рук меняется.

ПОЕХАЛИ – ПОЕХАЛИ.

Цель: учить ребенка совершать действия руками ( раскрывать ладони, широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом.

Ход игры.

Поехали – поехали,

С орехами, с орехами,

К дедушке за репкой,

Желтой, большой,

Вот такой! ( Показывает, разводя ладони в стороны)

Поехали – поехали,

К зайчику за мячиком,

За мячиком твоим,

Круглым и большим,

Вот каким! «-«-«-«-«

ПИЛА, ПИЛА.

Цель: развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

Ход игры.

Ребенок выполяет скользящие движения ребром ладони по поверхности стола:

Пила, пила,

Пили быстрей,

Мы строим домик для зверей.

ЛОДОЧКА.

Цель: выполнять ручные имитационные движения под стихотворный текст.

Ход игры.

Ребенок соединяет ладони обеих рук «ковшиком» и делает скользящие движения по поверхности стола.

Лодочка плывет по речке,

Оставляя след – колечки.

ПТИЧКИ В ГНЕЗДЕ.

Цель: развивать мелкую моторику обеих рук.

Ход игры.

Пальцы одной руки складываются в щепоть. Ее обхватывают ладонью другой руки. Нужно постараться шевелить пальчиками; затем поменять положение рук.

Птички в гнезде сидят,

Маму ждут и есть хотят.

ЗАЙКИНЫ УШКИ.

Цель: развивать мелкую моторику руки.

Ход игры.

Пальчики зажаты в кулачке. Ребенок выставляет вверх указательный и средний пальчики, шевелит ими в стороны и вперед под стихотворный текст:

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

СОЛИМ ЩИ.

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры.

Перетирающие движения тремя пальцами – большим, указательным и средним.

С целью активизации иышечных ощущенийрекомендуется проводить это упражнение в мисочке с гречневой крупой или рисом.

РАЗНЫЕ СЛЕДЫ

Цель: формировать контроль над мышечными ощущениями.

Ход игры.

Воспитатель предлагает ребенку проложить следы к домику на дорожке из пластилина ( с учетом силы нажима пальцами от слабого к сильному): » К домику прошла кошечка. Она маленькая, наступает легко. Потом прошла собачка. Она наступает сильнее.»

Таким же образом отрабатываются следы волка, медведя, слона. Ребенок действует щепотью.

СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ.

Цель: развивать мелкую моторику обеих рук.

Ход игры.

Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого:

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки: Загибает:

Лисичке – сестричке, большой палец,

Воробью, указательный,

Синичке, средний,

Мишке толстопятому, безымянный,

Заиньке усатому. мизинец.

ПАЛЬЧИКИ У НАС ПОПЛЯШУТ.

Цель: развивать моторику рук.

Ход игры.

Выполняются имитационные движения под стихотворный текст:

Пальчики у нас попляшут: Дети вращают кисти рук,

Вот они, вот они!

В кулачки мы пальцы спрячем, сжимают и разжимают

В кулачки, в кулачки. пальцы,

Пальчики опять попляшут: перебирают пальчиками,

Вот они, вот они!

Пальчиками мы помашем: встряхивают кистями рук.

Уходи, уходи!

ЛАДОШКИ

Цель: развивать моторику рук.

Ход игры.

Ребенок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом:

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок –

И сжали в кулачок.

ПТИЧКИ ПЬЮТ ИЗ БОЧОНКА.

Цель: развивать мелкую моторику руки.

Ход игры.

Пальчики одной руки сжаты в кулак, пальцы другой руки попеременно вставляются сверху в образованное отверстие в кулаке.

Свистнул чижик:

— Фью, фью, фью!

Я с утра росинки пью.

ПАЛЬЧИК ПОБЕЖАЛ.

Цель: развивать мелкую моторику руки ( побуждать малыша удерживать пальцы в кулаке, сгибать и разгибать большой палец).

Ход игры.

Пальцы ребенка сжаты в кулак. Воспитатель сгибает и разгибает большой пальчик ребенка, по возможности производит им вращательные движения под стихотворный текст:

Этот пальчик быстро встал

И по кругу побежал.

БУМАЖНЫЙ МЯЧИК.

Цель: развивать мелкую моторику обеих рук.

Ход игры.

Ребенку предлагается скомкать лист бумаги, сделав из него бумажный мячик (нагрузка дается попеременно на каждую руку).

Виды упражнений:

— кистью руки отталкивать мячик;

— перекатывать мячик по столу.

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР.

Цель: развивать мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра.

Ход игры.

Ребенок надевает на указательный палец каждой руки игрушку – головку персонажа и совершает с ним игровые действия.

В ГОСТИ.

Цель: учить выполнять игровые задания с использованием тактильных дорожек, развивать мелкую моторику руки.

Ход игры.

— На листе бумагинаклеены две дорожки (гладкая и шершавая). В конце дорожек разложены картинки (игрушки) с изображением кошки или зайки. Малашу необходимо выбрать нужную дорожку для того, чтобы пойти в гости к зайке (кошке) и провести по этой дорожке все пальчики по очереди.

— Ребенку предлагаются игровые задания с использованием тактильных дорожек, выполненных из разных материалов (объемной тесьмы, шелковой ленты, полосок наждачной бумаги).

СЛЕДЫ.

Цель: формировать контроль над мышечными ощущениями.

Ход игры.

Перед ребенком на столе игрушечный домик и заранее размягченный пластилин.

— Если к домику кто – нибудь подойдет, на дорожке останутся следы (воспитатель показывает, как оставить следы на пластилине).

Упражнение проводится последовательно:

— каждым пальцем отдельно;

— каждой парой пальцев обеих рук (большими, указательными, средними);

-указательным и средним пальцем каждой руки.

След (загадка)

За тобою он идет,

Ни на шаг не отстает.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Цель игр: развивать мелкую моторику рук, действовать в соответствии с текстом.

ДРУЖБА.

Ход игры.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Методические указания. Первые две строчки – обхватить правой

Ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения.

Следующие две строчки – обхватить левой рукой правую и

покачивать в ритме стихотворения.

В ГОСТИ К ПАЛЬЧИКУ БОЛЬШОМУ.

Ход игры.

В гости к пальчику большому выставляем вверх большие пальцы

Приходили прямо к дому соединяем кончики пальцев рук

Указательный и средний, Называемые пальцы соединяются

Безымянный и последний. с большим на двух руках.

Сам мизинчик – малышок, Выставляются вверх только мизинцы

Постучался на порог. остальные зажаты в кулак.

Вместе пальчики — друзья, Кулачки стучат друг о друга.

Друг без друга им нельзя. Ритмичное сжатие пальцев рук.

ШАРИК

Ход игры.

Надуваем быстро шарик — пальцы собраны в щепотку

Он становится большим. дуем – пальцы принимают форму шара

Вдруг наш шарик лопнул,

Воздух вышел – ш-ш-ш! воздух выходит – пальцы в исходное

Стал он тонким и худым. положение.

ЗДРАВСТВУЙ.

Ход игры.

Здравствуй, полянка большая! Пальцы правой руки по очереди

Здравствуй, трава – мурава! здороваются с пальцами левой

Здравствуй, ягодка лесная! руки, похлопывая друг друга

Ты поспела и вкусна. кончиками.

Мы лукошечко несем,

Всю тебя мы соберем.

ТРАВКА.

Ход игры.

Ветерок шуршит травой, Ладони повернуты к себе,

Прячет ягодку от нас, пальцы растопырены.

Только мы ее найдем, Интенсивное «трепетание» пальцами.

На варенье соберем.

ЗА ГРИБАМИ.

Ход игры.

Солнце утром встало рано, Ладони скрестить, пальцы широко

Всех детишек приласкало. раздвинуть — солнышко

За грибами мы пошли. Пальцы идут по столу, коленям.

Три лукошка принесли. Показать три пальца.

ЭТОТ ПАЛЬЧИК.

Ход игры.

Этот пальчик в лес пошел, Загибать поочередно пальцы,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все доел,

Оттого и похудел.

КОРЗИНКА

Ход игры.

В лес корзинку я беру Ладони на себя, пальцы переплести,

И грибы в нее кладу. ладони развести в стороны – ладони

«разъезжаются», и между пальцами

образуются зазоры.

ГРИБЫ НА ПОЛЯНЕ.

Ход игры.

Кто тут спрятан на картинке? Указательный палец правой руки

Помогите, пальчики! ножка гриба; пальцы левой

Вы по контуры бегите сомкнуты вместе – шляпка.

Узнать картинку помогите.

МОРКОВКА.

Ход игры.

Не морковка – загляденье, Пальцы левой руки сжаты в

Выросла на удивленье, щепоть и направлены вверх,

Сочная да вкусная, ладонь правой руки с

Для детей полезная. расставлеными пальцами

приставлена к щепоти левой.

СЛИВА.

Ход игры.

Мы пришли в фруктовый сад, Большой и указательный

Стали сливы собирать. пальцы левой руки

Сливы, сладкие как мед, образуют овал, указательный

Сами просятся к нам в рот. палец правой руки полусогнут

И приставлен к сливе.

СКВОРЕЧНИК

Ход игры.

Скворец в скворечнике живет ладони соприкасаются с пальцами

И песню звонкую поет. большие загнуты внутрь.

ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ.

Ход игры.

Птичка крылышками машет Обхватить все пальцы правой руки

И летит к себе в гнездо. левой ладонью и шевелить ими.

Как избавиться от усталости в руках?

Вы много работаете за компьютером? Вручную заполняете множество документов? Значит, вам наверняка знакома ситуация, когда в руках/кистях появляется дискомфорт и слабость. Предлагаем вашему вниманию простые упражнения для пальцев рук. Выполняя их ежедневно, вы сможете поддерживать здоровье суставов, сохраните молодость кожи и избавитесь от боли после долгих рабочих часов.

  1. Сжимайте кисти в кулак и вращайте их в разные стороны. Повторяйте упражнение десять-двадцать раз.
  2. Сожмите кулак на всю силу и подержите в таком состоянии полминуты. Разожмите. Дайте рукам отдохнуть (до минуты) и повторяйте упражнение.
  3. Положите руки на стол (подойдет и любая другая твердая поверхность). По одному поднимайте пальцы, другие держите прижатыми.
  4. Сожмите кулак. По одному разгибайте и вновь выпрямляйте пальцы. Помните, что все остальные, не задействованные в упражнении, должны оставаться неподвижными.

Это простейшая тренировка послужит великолепной профилактикой болезней суставов. Также она снимет усталость с кистей после рабочего дня. Главный плюс занятий в том, что делать упражнения для суставов пальцев рук можно даже на работе, устроив себе маленький перерыв.

Программа тренировок для повышения силы пальцев

Для многих людей (спортсмены, скалолазы) имеет значение не только здоровье, но и сила пальцев. Улучшить её помогают специальные упражнения.

  1. Вис на пальцах. Находим турник, прочную ветку дерева или другой подходящий объект. Висим 15-20 секунд, делаем несколько подходов. Тренироваться рекомендуется в перчатках. Если их нет – подкладывайте под пальцы ткань, чтобы не повредить пальцы и избежать появления мозолей.
  2. Вращение запястьями с применением утяжелителей. Подойдут гантели или другие тяжелые, но небольшие по размеру предметы, которые удобно держать в руке. Положите руку на горизонтальную поверхность, возьмите утяжелитель и начинайте упражнение. Стандартная программа – 3-4 подхода по 20 вращений, но вы ориентируйтесь на свои физические возможности.
  3. Тренировка с эспандером. Приобрести его можно в любом спортивном магазине. Модель, количество сетов и повторов подбирайте индивидуально.
  4. Сгибание пальцев со штангой. Используем нижний хват. Данная тренировка способствует укреплению мышц предплечья. Начальная позиция – предплечья находятся на ровной горизонтальной поверхности. Кисти сжимают штангу и нормально свисают над краем. Плавно и аккуратно поднимаем и опускаем штангу.
  5. Отжимания на пальцах. Отжиматься от пола можно на 5, 4, 3, 2 и даже 1 пальце. Естественно, такая тренировка пальцев рук рассчитана на более подготовленных спортсменов. Новичкам следует начинать с малого.

Возможно, поначалу техника отжиманий на пальцах покажется вам сложной. Если вы недавно приступили к комплексу упражнений для развития силы пальцев рук, попробуйте просто стоять на пальцах, постепенно увеличивая длительность занятий и пытайтесь отжиматься.

Соблюдайте технику. Помните простое правило – выполнять упражнения для силы пальцев рук лучше медленно, но точно!

Тренировка пальцев после инсульта

Инсульт – серьезный недуг, с которым сталкиваются люди любого пола и возраста. Восстанавливаться после него долго и сложно. Повседневная жизнь и привычки пациента меняются кардинально. Единственным способом вернуть себе нормальный образ жизни является физиотерапия. Даже если болезнь не затронула двигательную активность рук, тренировки улучшат работу мозга и нервной системы. Это важный элемент успешной реабилитации.

Конечно, упражнения для пальцев рук после инсульта, на первый взгляд, кажутся очень легкими. Но человеку, который перенес это заболевание, бывает сложно выполнять их самостоятельно. Поэтому пациентам на период реабилитации понадобится помощь родных. Врачи советуют следовать следующей программе:

  1. Подготовка. Разрабатываем руку и пальцы, растирая и массажируя каждый на протяжении пятнадцати-двадцати секунд.
  2. Ложитесь на спину и кладите ладони на грудь. По очереди разводите и поднимайте пальцы. Потом разверните ладошку и повторяйте упражнение.
  3. По одному поднимайте пальцы, делайте круговые вращения.
  4. Сжимайте и разжимайте пальцы в кулак.
  5. Соедините руки в замок, поднимайте и шевелите пальцами (сразу всеми и поочередно).
  6. Сортировка различных предметов (крупы, разноцветные бусины и пр.). Еще одно упражнение для улучшения моторики.
  7. Сборка кубика Рубика.

Это простейшие упражнения для тренировки пальцев, выполнять которые можно и в домашних условиях. Главное делать их часто, аккуратно и терпеливо.

Занятия для самых маленьких

Упражнения для моторики пальцев рук для детей не только полезны, но и считаются обязательными для нормального развития. Они стимулируют работу мозга, улучшают внимательность, память и воображение.

Для малышей от одного года до пяти лет лучшей тренировкой станет лепка из пластилина или собирание паззлов. Для детей постарше подойдет кубик Рубика. Что касается эффективных и простых упражнений, предлагаем следующие варианты:

  1. Замешивание теста. Ребенку необходимо руками имитировать замешивание теста. Данная тренировка качественно разрабатывает кисти и пальцы.
  2. Сжимание/разжимание кулака. Малышу необходимо поочередно выпрямлять ладони, раздвигать пальцы, сжимать и разжимать их.

Чтобы игры с пальцами рук были интересны для детворы, их желательно сопровождать веселыми историями или делать все это в игровой форме (к примеру, соревнование на скорость с родителями).

Приведённые упражнения направлены на восстановление мелкой моторики рук. Восстановление подвижности руки – один из самых сложных этапов реабилитации, поэтому важно проявить настойчивость и пробовать все упражнения подряд до тех пор, пока вы не найдете то, что подходит именно для вас.

Упражнения на растяжку

Упражнения на растяжку выполняются активно или пассивно в зависимости от степени утраты подвижности руки. Если подвижность конечности утеряна полностью, вы можете выполнять упражнения, помогая себе здоровой рукой. Упражнение помогает предотвратить спазм мышц и восстановить подвижность руки.

Упражнение для кисти

Положите руку на стол, позвольте ладони свободно свисать с его поверхности. Начните двигать ладонью вверх и вниз, сгибая запястье.

Упражнение для большого пальца

Стартовая позиция – полностью раскрытая ладонь. Переместите большой палец по направлению к мизинцу, как если бы вы показывали цифру 4. Продолжайте перемещать большой палец между этими двумя позициями.

6 легких упражнений для рук

Если подвижность руки частично сохранения, практикуйте приведенные ниже упражнения. Для выполнения вам понадобятся несколько простых предметов.

  • Складывание монет столбиком
  • Сжимание прищепок
  • Настольные игры (шахматы и шашки)
  • Собирание паззла
  • Игра на фортепиано
  • Игра на виртуальном пианино (электронный симулятор)

2 упражнения на вращение и перемещение предметов

Освоив комплекс упражнений по координации, приступайте к упражнениям на вращение и сдвиг.

Возьмите ручку и попробуйте повращать ее вокруг среднего пальца, используя указательный и безымянный пальцы. Обязательно думайте о том, как ручка вращается в вашей руке.

Затем возьмите ручку так, как вы обычно держите её в процессе письма (большим, указательным и средним пальцами). Толчками выдвигайте ее вперед, пока в руке не останется только кончик. Переворачивайте ручку и повторяйте упражнение сначала. В процессе упражнения думайте о том, как ваши пальцы движутся вдоль ручки.

Упражнения для рук: повышение сложности

Для выполнения этого упражнения вам понадобятся 10 одинаковых маленьких предметов вроде зерен гороха. Задача упражнения – пальцами собрать со стола все зёрна. Подбирая каждое следующее, пробуйте удержать в руке уже собранные горошины.

Таким образом, указательным и большим пальцем вы отрабатываете щипковый хват, а остальными — учитесь удерживать предметы.

Когда все зёрна окажутся в руке, сложите их обратно на стол одно за другим. Используйте большой палец, чтоб переместить зерно из ладони в захват между большим и указательным пальцем, а затем положите зерно на стол.

Это упражнение требует хорошей координации. Если у вас не получается выполнить его с первого раза, помните, что это сложная задача, требующая серьезной тренировки.

8 терапевтических упражнений с мячиком

Мяч – один из самых простых и доступных инструментов для восстановления подвижности рук.

Используйте мягкие мячи для тренировки силы и жесткие – для восстановления координации движений. Попробуйте использовать мячики разных размеров и жесткости, чтобы сделать тренировки эффективнее.

  1. Силовой хват. Сожмите мячик всеми пальцами. Постарайтесь сжимать именно подушечками и кончиками пальцев.
  2. Щипковый хват. Сожмите мяч между большим пальцем и остальными пальцами. Ритмично сжимайте его с обеих сторон.
  3. Тренировка большого пальца. Катайте мячик вверх-вниз по ладони, сгибая и разгибая большой палец.
  4. Катание мяча по столу. Катайте мячик по поверхности, прокатывая по нему всей ладонью – от запястья до кончиков пальцев.
  5. Сжимание ладонью. Удерживая мячик в ладони, сжимайте его пальцами. Это упражнение отличается от силового хвата тем, что вы должны фокусироваться именно на сжимании пальцев вовнутрь. Представьте, что вы пытаетесь вжать пальцы прямо в ладонь.
  6. Вращение большим пальцем. Совершая большим пальцем круговые движения, вращайте мячик в ладони.
  7. Сжимание пальцами. Сжимайте мячик любыми двумя пальцами одной руки. Чередуйте пальцы.
  8. Перекатывание мячика. Перекатывайте мяч из стороны в сторону, используя большой палец.

8 упражнений с терапевтическим пластилином

Терапевтический пластилин – ещё один инструмент восстановления координации и моторики рук.

  1. Упражнение «ножницы». Сжимайте комок пластилина между пальцами.
  2. Щипковый хват. Сжимайте комок пластилина большим, указательным и средним пальцами.
  3. Силовой хват. Вдавливайте все пальцы в комок пластилина.
  4. Плоский зажим. Сжимайте комок пластилина вытянутыми пальцами.
  5. Растяжение двумя пальцами. Оберните полоску пластилина вокруг двух пальцев и растяните его в разные стороны.
  6. Разработка пальца. Оберните полосу пластилина вокруг согнутого пальца. А потом выпрямите палец, преодолевая сопротивления кольца.
  7. Растяжение всеми пальцами. Оберните полоску пластилина вокруг пальцев, а затем растягивайте ее всеми пальцами одновременно.
  8. Полный силовой хват. Сомните комок пластилина, вдавливая его пальцами в ладонь.

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

  • Введение
  • Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте
  • Рекомендации для родителей
  • Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 2 лет
  • Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет
  • Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет
  • Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком
  • Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет
  • Пальчиковые игры
  • Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3—4 лет
  • Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами
  • Работаем с пластилином

Введение

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Рекомендации для родителей

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 2 лет

1. «Сорока-белобока»

Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил…» и т. д.

Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил,
Тебе нет ничего».

2. «Ладушки-хлопушки»

Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.

Ладушки-ладу́шки,
Звонкие хлопушки.
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.

3. «Ладушки»

Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами

Ладушки, ладушки!

(Покажите малышу ладони.)

Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.

(Хлопайте в ладоши.)

Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели!
Шу — полетели!
На головку сели.

(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их «домиком» на голову.)

4. «Домик»

Это домик.

(Обе ладони приставьте друг к другу.)

Это крыша.

(Соедините ладони и переплетите пальцы.)

А труба ещё повыше.

(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)

5. «Прятки»

В прятки пальчики игра-ют-ся,
Откры-ва-ют-ся,

(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

Закры-ва-ют-ся.

(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

6. «Зайчики»

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка,
Четыре зайка, пять…

(Пересчитайте заек.)

Будем лапками стучать.

(Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)

Постучали, постучали
И устали.
Сели отдыхать.

(Согните пальцы в кулак.)

7. «Здравствуй, пальчик»

Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.

Здравствуй, пальчик дорогой,
Вот и встретились с тобой.

8. «Сильные пальчики»

Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.

Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет

Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.

1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.

2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.

4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.

5. Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажёром. Наденьте массажёр на пальчик малыша и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики в той же последовательности (начиная с мизинца).

6. Возьмите две массажные щётки и проведите ими по ладоням ребёнка. Его руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет

1. «Рыбак»

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.

2. «Дорожка»

Сделайте на столе дорожку шириной 3—5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

3. «Волшебная ложечка»

Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

4. «Сладкий чай»

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

5. «Салют»

Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

6. «Сделай комочек»

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

7. «Подзорная труба»

Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.

8. «Собери палочки»

Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет

1. «Лабиринт»

Нарисуйте на листе бумаги лабиринт. Пусть малыш пройдёт по нему карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведёт этот лабиринт, к кому, кто по нему должен идти.

2. «Бусы»

Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, — так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.

3. «Пройди по дорожке»

Нарисуйте на листе в крупную клетку несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом. Если ребёнок справится с этим заданием, нарисуйте дорожку посложнее.

4. «Фигурки»

С 3 лет детей уже можно учить вырезать ножницами геометрические фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Важно, чтобы ножницы были с закруглёнными концами, то есть безопасными.

5. «Сюрприз»

Заверните значок в 4—5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить.

6. «Прищепки на корзинке»

Поставьте на стол корзинку с прищепками. Возьмите прищепку тремя пальцами и прицепите её на край корзинки. Предложите ребёнку сделать то же самое. После того как малыш это освоит, предложите ему прицепить все прищепки.

7. «Разноцветные прищепки»

На столе стоит корзинка с разноцветными прищепками. Попросите ребёнка тремя пальчиками прицепить на край корзинки прищепку белого, красного, синего, зелёного… цвета.

8. «Угощение»

Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.

Пальчиковые игры

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.

В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.

К 5 годам дети уже научаются выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

Все упражнения, предлагаемые здесь, надо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а затем другой рукой. Следите за правильностью их выполнения. Делайте упражнения в течение нескольких минут, 2—3 раза в день.

1. «Котёнок»

Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.

Ты, котёнок, не пищи!
Лучше маму поищи.

2. «Белка»

Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем — левой.

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

3. «Цап-царап»

Ребёнок кладёт свою ладонь поверх вашей. Вы читаете стишок, а малыш внимательно слушает вас. При словах «цап-царап» он должен отдёрнуть ручку, чтобы его пальчики не попали в ваш «капкан». Затем в игру вступает другая рука. Через некоторое время можно поменяться ролями.

По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка,
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет —
Коготки поточит.
Цап-царап!

4. «Весёлые пальчики»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого. Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.

Большой палец — танцевал,
Указательный — скакал,
Средний палец — приседал,
Безымянный — всё кружился,
А мизинчик — веселился.

5.»Веер»

Ладони держите перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу («открываем и закрываем веер»). Помашите кистями на себя и от себя («обмахиваемся веером») 6—8 раз.

6. «Павлин»

Все пальцы левой руки присоедините к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставьте к тыльной поверхности левой руки («хвост павлина»). Соединяйте и расставляйте пальцы («павлин раскрывает и закрывает хвост»).

У весёлого павлина
Фруктов полная корзина.
В гости ждёт друзей павлин,
А пока павлин один.

7. «Бабочка»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно выпрямите мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соедините в кольцо. Выпрямленными пальцами делайте быстрые движения («бабочка машет крыльями») — сначала одной, потом другой рукой.

8. «На зарядку становись!»

Поочерёдно пригибайте пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касайтесь всех остальных, как бы поднимая их на зарядку. После этого сделайте зарядку — 5 раз сожмите и разожмите кулачок.

Пятый палец — крепко спал.
Четвёртый палец — лишь дремал.
Третий палец — засыпал.
Второй палец — всё зевал.
Первый палец бодро встал,
На зарядку всех поднял.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3—4 лет

1. «Шишки на тарелке»

Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.

2. «Обведи предмет»

Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.

3. «Волшебный узор»

Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне — они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок толстой иголкой с яркой ниткой.

4. «Пришей пуговицу»

Покажите ребёнку, как надо пришивать пуговицу. После этого пусть малыш проделает то же самое под вашим наблюдением.

5. «Разноцветные снежинки»

Покажите ребёнку, как делаются снежинки из бумаги. После того как у малыша получится вырезать снежинку, попросите его раскрасить её. Пусть ребёнок вырежет ещё несколько снежинок и также раскрасит их.

6. «Зашнуруй ботинок»

Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разными способами. Сначала зашнуровывайте ботинок вместе с ним. После того как малыш освоит технику шнуровки, попросите его зашнуровать ботинок самостоятельно.

7. «Волшебная пипетка»

Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.

8. «Маленький аптекарь»

Расскажите ребёнку про работу аптекаря. Затем покажите ему, как при помощи пинцета раскладывать и перекладывать с места на место бусинки. В игре можно использовать бусинки разного размера.

Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами

Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

1. «Покрути шишку»

Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2—3 минуты.

2. «Покатай шишку»

Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем — с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1—3 минуты.

3. «Поймай шишку»

Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой — и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.

4. «Грецкий орех»

Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.

5. «Пересыпь орешки»

Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

6. «Орехи на подносе»

Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

7. «Зёрнышки»

Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.

8. «Ласковое пёрышко»

Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.

Транскрипт

2 Е. И. Чернова Е. Ю. Тимофеева ПАЛЬЧИКОВЫЕ ШАГИ Упражнения на развитие мелкой моторики Издание второе Санкт-Петербург КОРОНА-Век 2007

3 ББК Т41 Рецензент доктор педагогических наук, зав. кафедрой логопедии РГПУим. А. И. Герцена Лопатина Л. В. Художник О. Гофман Т41 Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2-е изд. СПб.: КОРОНА-Век, с, ил. ISBN «Пальчиковые шаги» это увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но также развивают его память, внимание, зрительнопространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи. Эти упражнения, предлагаемые детям в игровой форме, важны еще и потому, что в процессе работы малыш имеет возможность эмоционального общения со взрослым. Пособие может быть использовано для развивающей работы с детьми в семье, в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования. ISBN КОРОНА-Век, Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И., Елена Юрьевна Тимофеева Елена Ивановна Чернова Пальчиковые шаги Упражнения на развитие мелкой моторики Второе издание Ответственный за выпуск Катенин С. Б. Верстка Селезнева Ю. А. Корректор Колесова А. Г. Обложка Чикулаев А. А. ООО «КОРОНА-Век», , Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29. Подписано к печати Формат 60×88 1 /в- Бумага офсетная. Печать офсетная. Объем 2 п. л. Тираж 5000 экз. Заказ $*/.О%. Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «Северо-Западный печатный двор» , Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Железнодорожная, д. 45, л. Б

4 Предисловие «Пальчиковые шаги» это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы. Перед началом работы с «шагами» взрослому рекомендуется попробовать поработать самостоятельно, чтобы уметь правильно подсказать ребенку во время занятий. В этом пособии представлены варианты работы для левой (четные страницы) и правой руки (нечетные страницы). Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант работы разнотипные и содружественные (одновременные) движения пальчиков обеих рук. Этапы работы Первый этап: знакомство с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение. Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Это важно не только в работе с «шагами». Это умение является необходимым для полноценного речевого развития в дошкольном возрасте и в дальнейшем при обучении в школе. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу. Когда малыш усвоит ритм «шагов», можно переходить к работе на страницах пособия. Например, в стихотворении «Домовенок Кузя» на каждую строчку приходится три хлопка («шага»): Домовенок Кузя Ищет новый дом. Хочет быть хозяином, Поселиться в нём. 3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке) 3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке) 3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке) 3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке) Второй этап: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы малыш может просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого легкого варианта «шаги» указательным и средним пальцами. Усложение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности: указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный пальчики; средний палец и мизинец; безымянный и мизинец. Ребенок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту используются движения преимущественно первых трех пальцев (большой, указательный и средний) и смежной с ними частью ладони. Поэтому очень важно прорабатывать все предложенные варианты работы с пальчиками, несмотря на трудность выполнения. «Шагая» пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении «шаги». На этом этапе стихотворный текст может произносить как взрослый, так и ребенок. Третий этап: содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук. Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения. Пальчики левой руки работают по четной странице разворота, правой руки по нечетной. Четвертый этап: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой «вниз»). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой большой палец и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений, воспитывает у ребенка сосредоточенность, умение сконцентрироваться и удерживать внимание. Несмотря на сложность работы на третьем и четвертом этапах, ребенку необходимо усвоить эти упражнения, так как осуществление и автоматизация этих движений способствуют расширению резервных возможностей функционирования головного мозга ребенка. Попробуйте вместе с ребенком поработать с «Пальчиковыми шагами», данные упражнения полезны не только детям, но и взрослым. Предложите ребенку раскрасить понравившиеся ему картинки.

5 Гусеничка Ползу я по дорожке, Перебираю ножки, Мечтаю бабочкою стать, Чтоб по цветам легко порхать. Помоги гусеничке доползти до цветка и стать бабочкой. Каждым пальчиком левой руки «проползи» по дорожке к цветочку: большим, указательным, средним, безымянным, мизинчиком.

6 Муравьишка Муравей нашёл травинку, Положил её на спинку. Дотащить домой скорей бы, Чтоб достроить муравейник. Помоги муравьишке доползти до муравейника. Каждым пальчиком правой руки «проползи» по дорожке: большим, указательным, средним, безымянным, мизинчиком.

7 Весёлый автобус Едем, едем поутру, Везём в садик детвору. Едем по кривой дорожке, Малыши глядят в окошки. Помоги ребятам доехать до детского сада. «Прошагай» пальчиками левой руки. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.

8 По грибы Малыши в лесу гуляли И грибочки собирали. Раз грибок, два грибок, Вот и полон кузовок. Помоги ребятам собрать грибы. «Прошагай» пальчиками правой руки по тропинкам в лес. У каждого пальчика своя тропинка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний

9 Ёжики Семья колючих ёжиков Бежала по тропинке. Грибы, листочки, ягоды Несли они на спинках. Помоги ежатам дойти до мамы ежихи. «Прошагай» пальчиками левой руки по дорожкам. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний

10 Жучки Два жучка пошли гулять, Свои ножки поразмять. Каждый по своей дорожке: Не устали бы их ножки! Помоги жучкам дойти до леса. «Прошагай» пальчиками правой руки по дорожкам. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.

11 Зайчик Зайчик,зайчик, поскачи И морковку поищи, Поищи капустку Будет очень вкусно! Помоги зайчику прискакать в огород. «Проскачи» пальчиками левой руки по кружочкам. V каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.

12 Мячик Мячик, мячик, прыг-скок, Догони меня, дружок, От меня не убегай, Поскорее догоняй. «Проскачи» пальчиками правой руки по кружочкам, как мячик, и догони мальчика. V каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.

13 Петушок Рано встанет поутру, Прокричит «Ку-ка-ре-ку» Наш весёлый петушок, Золотистый гребешок. Помоги петушку всех рано утром разбудить. «Прошагай» пальчиками левой руки по кружочкам к солнышку. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.

14 Курочка Курочка в саду гуляла И цыпляток растеряла, Куд-кудах, куд-кудах, Ищет малышей в кустах: «Где вы, дочки и сыночки, Разбежались по кусточкам?» Помоги курочке собрать цыплят. «Прошагай» пальчиками правой руки по кружочкам к цыпляткам. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.

15 Мёд и медвежонок Мне душистый мёд так нужен! Я его люблю на ужин, И на завтрак, на обед, Лучше мёда еды нет! Помоги медвежонку добраться до бочонка с медом. «Прошагай» пальчиками левой руки по кружочкам к бочке с медом. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.

16 Птенцы Клювы из гнезда торчат, Птенчики в гнезде пищат: «Где же мама, где же папа? Почему к нам не летят?» Помоги птичкам долететь до гнезда. «Прошагай» пальчиками правой руки по кружочкам. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.

17 Кот и бабочка Котик с бабочкой играл, Котик бабочку поймал И не знает, как с ней быть, Может, в клетку посадить? Только всем давно известно В клетке бабочке не место! Помоги бабочке долететь до цветка. «Прошагай» пальчиками левой руки по кружочкам к цветку: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, большим и мизинцем, большим и безымянным, большим и средним.

18 Летний дождик По небу облако тихо плывёт, Из этого облака дождик идёт. От дождика прячется вся детвора, Под зонтик бегут посредине двора! Помоги ребятам спрятаться от дождя. «Прошагай» пальчиками правой руки по кружочкам к зонтику: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, большим и мизинцем, большим и безымянным, большим и средним.

19 Ступеньки Раз ступенька, два ступенька Мы идём по лесенке. Вместе мы не унываем, Распеваем песенки. Помоги мальчику подняться по лесенке. «Прошагай» по ступенькам пальчиками левой руки вверх: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, большим и мизинцем, большим и безымянным, большим и средним.

20 Весёлые подружки Вверх по лесенке вдвоём Мы с подружкою идем. По ступенькам, по ступенькам Подниматься, нам не лень, По ступенькам, по ступенькам Можем прыгать целый день! Помоги подружкам подняться по лесенке. «Прошагай» пальчиками правой руки вверх по лесенке: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, большим и мизинцем, большим и безымянным, большим и средним.

21 Котик Лесенка высокая На чердак ведет. Белый, в чёрную полоску Кот на чердаке живёт. 20 Помоги котику ПОДНЯТЬСЯ по лесенке на чердак. «Прошагай» пальчиками левой руки по ступенькам: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, большим и мизинцем, большим и безымянным, большим и средним.

22 Малыш и Карлсон Дружит Карлсон с Малышом, Полетать бы им вдвоем! «Малыш, на крышу поднимайся, Ко мне на спину забирайся». Помоги Малышу подняться к Карлсону. «Прошагай» пальчиками правой руки вверх по лесенке: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, большим и мизинцем, большим и безымянным, большим и средним.

23 Домовёнок Кузя Домовёнок Кузя Ищет новый дом. Хочет быть хозяином, Поселиться в нём. Помоги домовенку Кузе найти новый домик. «Прошагай» пальчиками левой руки по кружочкам: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, большим и мизинцем, большим и безымянным, большим и средним. Активно работает кисть руки.

24 Мамина помощница Люба леечку взяла, Поливать цветы пошла. Маки, астры, георгин, Не завянет ни один. Помоги Любочке полить цветы на клумбе. «Прошагай» пальчиками правой руки по кружочкам: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, большим и мизинцем, большим и безымянным, большим и средним. Активно работает кисть руки.

25 Червячок Червячок я дождевой И хочу дружить с тобой. Эй, весёлый чёрный крот, Заходи в мой огород. Помоги червячку проползти по дорожке. «Прошагай» пальчиками левой руки по кружочкам: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, большим и мизинцем, большим и безымянным, большим и средним. Активно работает кисть руки.

26 Улитка Улитка Уля ждет гостей, Уже готов пирог, Варенье, мёд, конфеты, торт И йогурт, и, творог. Помоги улиточкам дойти до улитки Ули. «Прошагай» пальчиками правой руки по кружочкам: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, большим и мизинцем, большим и безымянным, большим и средним. Активно работает кисть руки.

27 Жаба Зелёная жаба Поймала жука И видит летают Три комара. Ам, ам, ам! Помоги лягушке поймать комариков. «Прошагай» тремя пальчиками левой руки по кружочкам: указательный, средний, безымянный (в центре средний), средний, безымянный, мизинец (в центре безымянный), большой, указательный, средний (в центре указательный).

28 Мышки Маленькие мышки Тащили хлеба корку. Увидали кошку, Убежали в норку. Помоги мышкам добежать до норки. «Прошагай» тремя пальчиками правой руки по кружочкам: указательный, средний, безымянный (в центре средний), средний, безымянный, мизинец (в центре безымянный), большой, указательный, средний (в центре указательный).

29 Белочка Белочка пушистая На дереве живёт И запасы вкусные К себе в дупло несёт. Грибы, шишки, ягоды Все несёт домой, Будет угощать гостей Холодною зимой. Помоги белочке дойти до дупла. «Прошагай» тремя пальчиками левой руки по кружочкам: указательный, средний, безымянный (в центре средний), средний, безымянный, мизинец (в центре безымянный), большой, указательный, средний (в центре указательный).

30 Летнее утро Ранним утром колокольчик Зазвенит в густой траве И разбудит солнца лучик В поднебесной синеве. Динь-динь, просыпайся И росою умывайся, Чтобы солнце засветило И ребяток разбудило! Помоги колокольчику дотянуться до солнышка. «Прошагай» тремя пальчиками правой руки по кружочкам: указательный, средний, безымянный (в центре средний), средний, безымянный, мизинец (в центре безымянный), большой, указательный, средний (в центре указательный).

31 Крот Я весёлый чёрный крот Рою, рою огород. В норку юрк, из норки юрк, Корешков нарыл вокруг. Помоги кротику вырыть норки. Закрой пальцами рук (сначала поочередно левой и правой, затем обеими руками одновременно) норки крота. Пальчики нельзя отрывать от бумаги несколько секунд.

32 Божьи коровки Мы божьи коровки, Сидим мы на цветочке. Ой, дождик начинается, Спасай скорей, дружочек! Спаси божьих коровок от дождя. Пальчиками левой руки закрой божьих коровок на нижнем цветке, а пальчиками правой руки божьих коровок на верхнем цветке. Пальчики нельзя отрывать от бумаги несколько секунд.

33 Весёлая лягушка Прыг-скок, прыг-скок, Я с листка на листок. Я весёлая лягушка, Ваша милая подружка. Помоги лягушке перепрыгнуть с листка на листок. «Прыгай» всеми пятью пальчиками правой руки по листкам, одновременно с произношением стихотворения. (На первом этапе взрослый помогает ребенку.)